В статье анализируется трансформация «петровско-екатерининской образности» в панегирической литературе конца XVIII - первой четверти XIX в. Демонстрируется эволюция данной образности на фоне Французской революции 1789 г., складывание прочного екатерининского культа в конце царствования императрицы, устойчивость этого культа в панегирической традиции в правление Павла I и первых лет александровского царствования. Использование «екатерининской образности» в светских панегириках, посвященных воцарению Александра I, было уникальным: оно имело целью презентовать нового монарха не только как нового Петра, но и как новую Екатерину, одновременно подвергая критике павловскую «тиранию». В то же время в политическом богословии «дней александровых прекрасного начала» историческая аналогия с «екатерининской образностью» отсутствовала вовсе, что позволяет сделать вывод о начале постепенного «отмирания» культа Екатерины II в царствование Александра I и последующем переосмыслении фигуры самого царя как спасителя России и Европы на фоне военной фортуны 1812 года.