DOI

Анализируется синтагматический (коллокационный) потенциал французского слова professeur. Под коллокацией понимается комбинация двух или более лексических единиц, имеющих тенденцию к совместной встречаемости. В основе этой комбинации лежит семантико-грамматическая взаимообусловленность ее составных элементов. Коллокации характеризуются устойчивостью, рекуррентностью и воспроизводимостью. Работа выполнена в русле корпусной лингвистики, ее методологическая база совмещает применение общенаучных методов и приемов анализа (наблюдение, описание, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ), метода выявления коллокатов с использованием грамматики лексико-синтаксических шаблонов, элементов методики унификации словарных дефиниций и метода комплексного комбинаторносемантического анализа. Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, значимостью коллокаций: они свойственны всем языкам и имеют яркую национально-языковую специфику. Разработана методика семантико-синтагматического анализа сочетаемости лексических единиц, согласно которой на первом этапе были проанализированы значения слова professeur в нескольких словарях, сформулировано унифицированное лексическое значение, а также выявлены коллокаты слова, иллюстрирующие словарные статьи. На втором этапе состоялось обращение к корпусу fiTenTen2017, размещенному на сетевой платформе Sketch Engine. Методом автоматического извлечения получен 713 641 случай употребления слова, распределенных по скетчам - лексико-синтаксическим шаблонам, наполнение которых можно ранжировать по показателям частоты взаимной встречаемости коллокации и ее типичности (уникальности). На третьем этапе сопоставлены данные словарей и выборок корпуса. Определено, что словарные коллокаты лишь частично подтверждаются в скетчах, построенных на материале многомиллиардного корпуса. При этом установлен ряд устойчивых коллокаций, не нашедших места в словарях. Все это свидетельствует о недостаточном отражении словарями реального функционирования слова в речи. Выявлены логико-понятийные, семантические, сочетаемостные, стилистические ограничения коллокаций с компонентом professeur. Тестирование сервиса Sketch Engine показало ряд его недостатков, которые частично можно скорректировать и которые необходимо учитывать в работе со скетчами. Практическая ценность исследования заключается также в возможности применения полученных результатов в лексикографической практике и преподавании ряда теоретических и практических лингвистических дисциплин.
Переведенное названиеCORPUS STUDY OF SYNTAGMATIC CO-OCCURRENCE (BASED ON THE EXAMPLE OF COLLOCATIONS FORMED BY THE COMPONENT PROFESSEUR)
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)8-28
Число страниц21
ЖурналЯзык и культура
Номер выпуска58
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Предметные области WoS

  • Языкознание и лингвистика

ID: 30900911