DOI

Статья посвящена раскрытию вклада ссыльных в обучение грамоте детей, проживавших в поселении Екатеринбургского завода, самом крупном на горнозаводском Урале. Здесь наиболее ярко проявились особенности новой политики В. Н. Татищева, ставшего главой заводов в 1734 г., в отношении обучения грамоте как можно более широкого круга детей и использования в качестве учителей ссыльных, направлявшихся сюда с территории всей страны. Впервые на основе широкого привлечения архивных документов распорядительного, отчетно-информационного характера, прошений характеризуются особенности кадрового состава учителей-ссыльных. Раскрываются причины широкого привлечения ссыльных, а с 1742 г. - и бывших ссыльных, получивших помилование, на должности учителей, реконструируется их состав, выясняются их предшествующие должности, преступления, за которые они были сосланы, выявляются общие черты, характеризующие их жизнедеятельность, положение в социуме, взаимоотношения между собой и с другими представителями общества, различный уровень их материального положения. Отмечаются особенности отношения уральского начальства к ссыльным-учителям. Прошения ссыльных свидетельствуют, что среди них должность учителя грамоты пользовалась большой популярностью, несмотря на низкий уровень оплаты труда. Впервые на основе анализа ведомостей об учащихся словесной школы анализируется их состав, устанавливаются все случаи коллективных приемов детей в школу и общее число детей, обученных ссыльными Екатеринбурга, в том числе и с близлежащих заводов. Впервые вводятся в научный оборот данные об открытии ссыльными частных школ грамоты в Екатеринбурге, где они обучали детей по договору с родителями у себя на дому за определенную плату. На этой основе делается убедительный вывод, что вклад учителей-ссыльных в развитие детской грамотности в Екатеринбурге заслуживает самой высокой оценки.
Переведенное названиеTHE CONTRIBUTION OF EXILES TO THE DISTRIBUTION OF LITERACY AMONG THE CHILDREN OF YEKATERINBURG IN 1734-1740S
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)790-804
Число страниц15
ЖурналQuaestio Rossica
Том11
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Предметные области WoS

  • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

    Уровень публикации

  • Russian Science Citation Index
  • Перечень ВАК

    Предметные области ASJC Scopus

  • Literature and Literary Theory
  • Visual Arts and Performing Arts
  • История
  • Cultural Studies
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language

ID: 46058138