В статье рассматривается проблема интерпретации западноевропейского художественного наследия в убранстве храмовых комплексов Нижнего Тагила (Выйско-Никольская, Введенская, Входо-Иерусалимская церкви). Основанием для данной работы послужили памятники, сохранившихся в фондах музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и представленные на выставке «Зримые свидетели мира невидимого». Автором проводится атрибуция ряда памятников, представленных на выставке и свидетельствующих о влиянии произведений академического направления на иконописные образы. Предлагаются работы западноевропейских художников XVI-XVII вв. и некоторых отечественных художников, которые цитировались и копировались иконописцами. Новые атрибуционные данные дают возможность отметить роль заказчиков произведений для церквей Нижнего Тагила в трансляции европейской эстетики на Средний Урал. Поскольку этот аспект изучения уральского культового искусства ранее не охватывался в таком масштабе, выставка акцентирует кросс-культурные связи Нижнего Тагила, российской столицы и Западной Европы.