DOI

В статье анализируются особенности обращения проповедников конца XVII в. к топике жертвоприношения бесу / идолу / дьяволу, восходящей корнями к библейским и святоотеческим обличениям язычества. Основное внимание уделено проповедям из малоисследованного сборника «Статир», созданного неизвестным автором в Прикамье, а также поучениям из сборника «Обед душевный» Симеона Полоцкого. Для восстановления многомерного контекста обличения привлекаются также сочинения Димитрия Ростовского. Указанных авторов объединяет повышенное внимание к современности, стремление через учительную литературу предложить слушателю / читателю идеал спасения (в том числе «повседневное мученичество»), которому противопоставляется «идоложертвие». Определены конкретные источники выбранных авторами топосов: библейские книги, беседы Иоанна Златоуста, проповеди из «Евангелия учительного» (1619) Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого. Показано, что обстоятельствами, побудившими проповедников обратиться к исследуемым «общим местам», стали церковный раскол и усиление противостояния Церкви и государства суевериям и другим «богомерзким делам». В атмосфере эпохи перемен книжники стремились бороться с грехами через духовное просвещение паствы, обращение к внутреннему миру человека, избегая излишней формализации своего труда, адаптируя топосы к актуальным обстоятельствам.
Переведенное название‘IF WE DO NOT WORSHIP IDOLS, THEN WE WORSHIP SIN IN EVERY POSSIBLE WAY’: THE TOPOI OF PAGAN SACRIFICE IN A LATE 17TH CENTURY SERMON
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)29-46
Число страниц18
ЖурналShagi/ Steps
Том9
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Предметные области ASJC Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство в целом
  • Социальные науки в целом

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 17.09.00 История литературы

ID: 37153334