В статье рассматриваются элементы внешнего влияния на творчество советских (уральских) писателей в первый послевоенный год, знаменующий собой так называемую остановку первой оттепели (1943-1946), первого короткого периода духовного подъема в обществе, рожденного преодолением мировой катастрофы. Под внешним влиянием в данном случае понимается партийное, идеологическое руководство, давление со стороны литературных критиков, коллег и т. п. феномены советской культуры в ее идеологическом дискурсе. Обращение к историческим материалам, сохранившим подобные свидетельства, позволяет увидеть целевые установки власти в ее стремлении контролировать творческие процессы, а также в определенной степени ее интеллектуальный и нравственный уровень. Именно к таким документальным источникам можно отнести впервые введенные в научную практику в данном исследовании протоколы общих и партийных собраний Свердловского отделения Союза советских писателей за 1946 г. Теоретической опорой анализа стали идеи Е. А. Добренко о «формовке советского писателя», конструкт об «идеальном типе автора соцреализма», предложенный Т. А. Кругловой, а также понимание соцреализма как метода организации литературного творчества в рамках конкретной идеологии. Невозможно было обойти вниманием влияние на творчество советских писателей Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград», породившего волну критики и обсуждений произведений «недостаточно высокого идейного уровня» в областных отделениях ССП, а также культивировавшего несамостоятельность и зависимость отечественной литературы, спровоцировавшего фактическую остановку ее развития на годы. Большое внимание уделено в статье обсуждению в Свердловской областной организации Союза писателей и на Московском семинаре областных прозаиков неопубликованного рассказа уральской писательницы Нины Поповой «Встреча» (1946), а также анализу текста рассказа.