Standard

«Не узнал бы прадед город свой»: образ Екатеринбурга / Свердловска в литературе Урала второй половины 1940-х гг. / Литовская, Мария Аркадьевна; Некрасова, Юлия Сергеевна.
в: Уральский исторический вестник, Том 70, № 1 (70), 2021, стр. 97-104.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{ff95bc2f7dad496bb0202374f4e14082,
title = "«Не узнал бы прадед город свой»: образ Екатеринбурга / Свердловска в литературе Урала второй половины 1940-х гг.",
abstract = "В статье рассмотрен образ Екатеринбурга / Свердловска в послевоенной художественной литературе Урала 1940-х гг. В частности, проанализировано содержание литературно-художественного альманаха «Уральский современник» (1949), посвященного юбилею Свердловска, повести И. И. Ликстанова «Зелен камень» (1949), стихотворений Е. Е. Хоринской и др. Выделены характерные черты образа столицы Урала в литературе для взрослых и для детей. Отмечены изменения, произошедшие в изображении Свердловска, по сравнению с предшествующими периодами. При ограниченном перечне изображаемых городских локусов, постоянном упоминании в различных текстах одних и тех же ключевых фигур и событий городской истории в послевоенное время акцент переносится на изображение Екатеринбурга / Свердловска как города не только с богатой историей, но и с неоднородной, сложносоставной социокультурной средой. На основании проведенного литературоведческого анализа сделаны выводы, что, хотя в изображении Екатеринбурга / Свердловска сохранены сформированные ранее образы города-труженика, города-завода, центра экономической жизни горнозаводского региона, особое внимание авторы второй половины 1940-х гг. начинают уделять красоте городских ландшафтов, удобству городской жизни, динамике развития города. Действие в текстах выносится из квартир и заводских цехов на улицы, персонажи изображаются не только в ситуациях героических трудовых подвигов и повседневного выживания, но и в качестве обычных горожан, даже праздных фланеров, замечающих особенности места своего жительства. Сделан вывод, что столь существенное изменение образа Екатеринбурга / Свердловска связано, с одной стороны, с изменениями взгляда на предшествовавшие этапы истории города, с другой - со стремлением Свердловской писательской организации доказать свою самодостаточность.",
keywords = "Almanac “The Ural Contemporary”, I. I. Likstanov, Image of the city in literature, Literature of the Urals, P. P. Bazhov",
author = "Литовская, {Мария Аркадьевна} and Некрасова, {Юлия Сергеевна}",
year = "2021",
doi = "10.30759/1728-9718-2021-1(70)-97-104",
language = "Русский",
volume = "70",
pages = "97--104",
journal = "Уральский исторический вестник",
issn = "1728-9718",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное учреждение науки {"}Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук{"}",
number = "1 (70)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Не узнал бы прадед город свой»: образ Екатеринбурга / Свердловска в литературе Урала второй половины 1940-х гг.

AU - Литовская, Мария Аркадьевна

AU - Некрасова, Юлия Сергеевна

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье рассмотрен образ Екатеринбурга / Свердловска в послевоенной художественной литературе Урала 1940-х гг. В частности, проанализировано содержание литературно-художественного альманаха «Уральский современник» (1949), посвященного юбилею Свердловска, повести И. И. Ликстанова «Зелен камень» (1949), стихотворений Е. Е. Хоринской и др. Выделены характерные черты образа столицы Урала в литературе для взрослых и для детей. Отмечены изменения, произошедшие в изображении Свердловска, по сравнению с предшествующими периодами. При ограниченном перечне изображаемых городских локусов, постоянном упоминании в различных текстах одних и тех же ключевых фигур и событий городской истории в послевоенное время акцент переносится на изображение Екатеринбурга / Свердловска как города не только с богатой историей, но и с неоднородной, сложносоставной социокультурной средой. На основании проведенного литературоведческого анализа сделаны выводы, что, хотя в изображении Екатеринбурга / Свердловска сохранены сформированные ранее образы города-труженика, города-завода, центра экономической жизни горнозаводского региона, особое внимание авторы второй половины 1940-х гг. начинают уделять красоте городских ландшафтов, удобству городской жизни, динамике развития города. Действие в текстах выносится из квартир и заводских цехов на улицы, персонажи изображаются не только в ситуациях героических трудовых подвигов и повседневного выживания, но и в качестве обычных горожан, даже праздных фланеров, замечающих особенности места своего жительства. Сделан вывод, что столь существенное изменение образа Екатеринбурга / Свердловска связано, с одной стороны, с изменениями взгляда на предшествовавшие этапы истории города, с другой - со стремлением Свердловской писательской организации доказать свою самодостаточность.

AB - В статье рассмотрен образ Екатеринбурга / Свердловска в послевоенной художественной литературе Урала 1940-х гг. В частности, проанализировано содержание литературно-художественного альманаха «Уральский современник» (1949), посвященного юбилею Свердловска, повести И. И. Ликстанова «Зелен камень» (1949), стихотворений Е. Е. Хоринской и др. Выделены характерные черты образа столицы Урала в литературе для взрослых и для детей. Отмечены изменения, произошедшие в изображении Свердловска, по сравнению с предшествующими периодами. При ограниченном перечне изображаемых городских локусов, постоянном упоминании в различных текстах одних и тех же ключевых фигур и событий городской истории в послевоенное время акцент переносится на изображение Екатеринбурга / Свердловска как города не только с богатой историей, но и с неоднородной, сложносоставной социокультурной средой. На основании проведенного литературоведческого анализа сделаны выводы, что, хотя в изображении Екатеринбурга / Свердловска сохранены сформированные ранее образы города-труженика, города-завода, центра экономической жизни горнозаводского региона, особое внимание авторы второй половины 1940-х гг. начинают уделять красоте городских ландшафтов, удобству городской жизни, динамике развития города. Действие в текстах выносится из квартир и заводских цехов на улицы, персонажи изображаются не только в ситуациях героических трудовых подвигов и повседневного выживания, но и в качестве обычных горожан, даже праздных фланеров, замечающих особенности места своего жительства. Сделан вывод, что столь существенное изменение образа Екатеринбурга / Свердловска связано, с одной стороны, с изменениями взгляда на предшествовавшие этапы истории города, с другой - со стремлением Свердловской писательской организации доказать свою самодостаточность.

KW - Almanac “The Ural Contemporary”

KW - I. I. Likstanov

KW - Image of the city in literature

KW - Literature of the Urals

KW - P. P. Bazhov

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44880679

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85104568611&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.30759/1728-9718-2021-1(70)-97-104

DO - 10.30759/1728-9718-2021-1(70)-97-104

M3 - Статья

VL - 70

SP - 97

EP - 104

JO - Уральский исторический вестник

JF - Уральский исторический вестник

SN - 1728-9718

IS - 1 (70)

ER -

ID: 21193247