Standard

"ВОЙТИ В КАРТИНУ, КАК В ИЗБУ": ЯЗЫК САМООПИСАНИЯ В ДОРОЖНОМ ДНЕВНИКЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В. КАНДИНСКОГО. / Snigireva, Tatiana A.; Sozina, Elena K.
в: Уральский исторический вестник, Том 59, № 2, 01.01.2018, стр. 68-77.

Результаты исследований: Вклад в журналОбзорная статьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c91fb257457d4c809a9fccd0bdbed731,
title = "{"}ВОЙТИ В КАРТИНУ, КАК В ИЗБУ{"}: ЯЗЫК САМООПИСАНИЯ В ДОРОЖНОМ ДНЕВНИКЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В. КАНДИНСКОГО",
abstract = "В 1889 г. Василий Кандинский, будучи студентом-юристом Московского университета, отправился в этнографическую экспедицию в зырянский край. Впечатления от путешествия были описаны им в дневнике, опубликованном лишь в XXI в., и в двух этнографических статьях. Используя дискурсивный, нарратологический и контекстуальный методы анализа этих документов, авторы, с одной стороны, выявляют связи художника с финно-угорской культурой, с интересом этнографов конца XIX в. к культуре народа коми, с другой - реконструируют характер метаязыка «зырянских штудий» В. Кандинского и его влияния (через годы) на живописный язык художника-авангардиста. Дневник рассматривается как своеобразный текст самоописания, в котором не только раскрывается личность будущего художника, проявляются его живописные, цветовые интенции, но и в неожиданном ракурсе предстает земля коми и сам народ (В. Кандинский описывал их неоднократно и позже). Авторы приходят к выводу о том, что эта поездка стала для молодого исследователя своеобразной инициацией, пробудившей в нем некие духовные и художнические интуиции, не вполне подвластные рациональному сознанию и попавшие в тон и ритм отечественного и западноевропейского искусства первых десятилетий нового века. «Шаманизм» В. Кандинского, т. е. его интерес к магической, обрядовой практике народов Российской империи (не только зырян), начавшийся с увлечения этнографией, в дневнике как тексте самоописания находился на периферии и сместился в центр его художественно-творческой деятельности позже, когда был проявлен и осознан, совпав с любовью к цвету и с внутренним пониманием синтонии ощущений, даваемых цветом/звуком/музыкой/словом. Во время расцвета В. Кандинского как художника эти мистические интуиции и озарения стали метаязыком его творчества и во многом определили его новаторство в области живописи.",
keywords = "Avantgarde art, Diary, Ethnography, Kandinsky, Komi culture, Languages of self-description",
author = "Snigireva, {Tatiana A.} and Sozina, {Elena K.}",
year = "2018",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.30759/1728-9718-2018-2(59)-68-77",
language = "Русский",
volume = "59",
pages = "68--77",
journal = "Уральский исторический вестник",
issn = "1728-9718",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное учреждение науки {"}Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук{"}",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - "ВОЙТИ В КАРТИНУ, КАК В ИЗБУ": ЯЗЫК САМООПИСАНИЯ В ДОРОЖНОМ ДНЕВНИКЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В. КАНДИНСКОГО

AU - Snigireva, Tatiana A.

AU - Sozina, Elena K.

PY - 2018/1/1

Y1 - 2018/1/1

N2 - В 1889 г. Василий Кандинский, будучи студентом-юристом Московского университета, отправился в этнографическую экспедицию в зырянский край. Впечатления от путешествия были описаны им в дневнике, опубликованном лишь в XXI в., и в двух этнографических статьях. Используя дискурсивный, нарратологический и контекстуальный методы анализа этих документов, авторы, с одной стороны, выявляют связи художника с финно-угорской культурой, с интересом этнографов конца XIX в. к культуре народа коми, с другой - реконструируют характер метаязыка «зырянских штудий» В. Кандинского и его влияния (через годы) на живописный язык художника-авангардиста. Дневник рассматривается как своеобразный текст самоописания, в котором не только раскрывается личность будущего художника, проявляются его живописные, цветовые интенции, но и в неожиданном ракурсе предстает земля коми и сам народ (В. Кандинский описывал их неоднократно и позже). Авторы приходят к выводу о том, что эта поездка стала для молодого исследователя своеобразной инициацией, пробудившей в нем некие духовные и художнические интуиции, не вполне подвластные рациональному сознанию и попавшие в тон и ритм отечественного и западноевропейского искусства первых десятилетий нового века. «Шаманизм» В. Кандинского, т. е. его интерес к магической, обрядовой практике народов Российской империи (не только зырян), начавшийся с увлечения этнографией, в дневнике как тексте самоописания находился на периферии и сместился в центр его художественно-творческой деятельности позже, когда был проявлен и осознан, совпав с любовью к цвету и с внутренним пониманием синтонии ощущений, даваемых цветом/звуком/музыкой/словом. Во время расцвета В. Кандинского как художника эти мистические интуиции и озарения стали метаязыком его творчества и во многом определили его новаторство в области живописи.

AB - В 1889 г. Василий Кандинский, будучи студентом-юристом Московского университета, отправился в этнографическую экспедицию в зырянский край. Впечатления от путешествия были описаны им в дневнике, опубликованном лишь в XXI в., и в двух этнографических статьях. Используя дискурсивный, нарратологический и контекстуальный методы анализа этих документов, авторы, с одной стороны, выявляют связи художника с финно-угорской культурой, с интересом этнографов конца XIX в. к культуре народа коми, с другой - реконструируют характер метаязыка «зырянских штудий» В. Кандинского и его влияния (через годы) на живописный язык художника-авангардиста. Дневник рассматривается как своеобразный текст самоописания, в котором не только раскрывается личность будущего художника, проявляются его живописные, цветовые интенции, но и в неожиданном ракурсе предстает земля коми и сам народ (В. Кандинский описывал их неоднократно и позже). Авторы приходят к выводу о том, что эта поездка стала для молодого исследователя своеобразной инициацией, пробудившей в нем некие духовные и художнические интуиции, не вполне подвластные рациональному сознанию и попавшие в тон и ритм отечественного и западноевропейского искусства первых десятилетий нового века. «Шаманизм» В. Кандинского, т. е. его интерес к магической, обрядовой практике народов Российской империи (не только зырян), начавшийся с увлечения этнографией, в дневнике как тексте самоописания находился на периферии и сместился в центр его художественно-творческой деятельности позже, когда был проявлен и осознан, совпав с любовью к цвету и с внутренним пониманием синтонии ощущений, даваемых цветом/звуком/музыкой/словом. Во время расцвета В. Кандинского как художника эти мистические интуиции и озарения стали метаязыком его творчества и во многом определили его новаторство в области живописи.

KW - Avantgarde art

KW - Diary

KW - Ethnography

KW - Kandinsky

KW - Komi culture

KW - Languages of self-description

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85048869603&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=35044482

U2 - 10.30759/1728-9718-2018-2(59)-68-77

DO - 10.30759/1728-9718-2018-2(59)-68-77

M3 - Обзорная статья

AN - SCOPUS:85048869603

VL - 59

SP - 68

EP - 77

JO - Уральский исторический вестник

JF - Уральский исторический вестник

SN - 1728-9718

IS - 2

ER -

ID: 7417144