Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - КЯХТИНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С КИТАЕМ И МОНГОЛИЕЙ
AU - Хамзин, Ильдар Рашидович
AU - Ганиев, Рустам Талгатович
AU - Кочнев, Антон Владимирович
N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта «Система торговых отношений России и Китая во второй половине XIX - начале XX в.» (№ 22-78-00050).
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Введение. В конце XIX - начале XX в. одним из приоритетных направлений азиатской политики Российской империи становится создание торгово-транспортного сообщения со странами Востока. Транссибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога и Южно-Маньчжурская железная дорога стали наиболее известными воплощениями этих идей. На этом фоне намного менее известным и изученным остается проект Кяхтинской железной дороги, предполагавший соединение Транссибирской магистрали со слободой Кяхта с дальнейшим продлением железной дороги на территорию Монголии. Цель исследования - провести анализ развития идеи создания Кяхтинской железной дороги в конце XIX - начале XX в. и выявить основные особенности этого проекта в связи с его геоэкономическими и геополитическими задачами. Материалы и методы. Исследование проведено на основе малоизученных материалов Российского государственного исторического архива. В основе методологии исследования лежит системно-исторический подход, позволивший изучить развитие проекта Кяхтинской железной дороги неотрывно от политической и экономической конъюнктуры азиатской политики Российской империи в начале XX в. Результаты. На основе привлекаемых источников авторам удалось реконструировать процесс развития проекта Кяхтинской железной дороги. Первые инициативы по сооружению железнодорожной линии от Кяхты до северных границ Китая появились в начале XX в. на фоне плана китайских властей построить железнодорожную ветку Пекин - Калган. Правительственный интерес к изучаемому проекту прослеживается в период после Русско-японской войны 1904-1905 гг. В качестве полноценной концепции проект был представлен в специальной записке, подготовленной представителями кяхтинского купечества в 1910 г. Решение о строительстве Кяхтинской железной дороги было принято в 1913 г., но начало Первой мировой войны отложило реализацию проекта на неопределенный срок. В статье изучается каждый из этапов развития кяхтинского железнодорожного проекта с акцентом на его геоэкономических и геополитических задачах. Выявлено, что проект Кяхтинской железной дороги виделся как способ решения текущих проблем русско-китайской и русско-монгольской торговли, стимулирования экономики Восточной Сибири, реализации транзитного потенциала России и укрепления российского геополитического влияния на территории Монголии. Выводы. В результате проведенного исследования показан системный и многофакторный характер проекта Кяхтинской железной дороги, ее место в общей геоэкономической стратегии Российской империи.
AB - Введение. В конце XIX - начале XX в. одним из приоритетных направлений азиатской политики Российской империи становится создание торгово-транспортного сообщения со странами Востока. Транссибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога и Южно-Маньчжурская железная дорога стали наиболее известными воплощениями этих идей. На этом фоне намного менее известным и изученным остается проект Кяхтинской железной дороги, предполагавший соединение Транссибирской магистрали со слободой Кяхта с дальнейшим продлением железной дороги на территорию Монголии. Цель исследования - провести анализ развития идеи создания Кяхтинской железной дороги в конце XIX - начале XX в. и выявить основные особенности этого проекта в связи с его геоэкономическими и геополитическими задачами. Материалы и методы. Исследование проведено на основе малоизученных материалов Российского государственного исторического архива. В основе методологии исследования лежит системно-исторический подход, позволивший изучить развитие проекта Кяхтинской железной дороги неотрывно от политической и экономической конъюнктуры азиатской политики Российской империи в начале XX в. Результаты. На основе привлекаемых источников авторам удалось реконструировать процесс развития проекта Кяхтинской железной дороги. Первые инициативы по сооружению железнодорожной линии от Кяхты до северных границ Китая появились в начале XX в. на фоне плана китайских властей построить железнодорожную ветку Пекин - Калган. Правительственный интерес к изучаемому проекту прослеживается в период после Русско-японской войны 1904-1905 гг. В качестве полноценной концепции проект был представлен в специальной записке, подготовленной представителями кяхтинского купечества в 1910 г. Решение о строительстве Кяхтинской железной дороги было принято в 1913 г., но начало Первой мировой войны отложило реализацию проекта на неопределенный срок. В статье изучается каждый из этапов развития кяхтинского железнодорожного проекта с акцентом на его геоэкономических и геополитических задачах. Выявлено, что проект Кяхтинской железной дороги виделся как способ решения текущих проблем русско-китайской и русско-монгольской торговли, стимулирования экономики Восточной Сибири, реализации транзитного потенциала России и укрепления российского геополитического влияния на территории Монголии. Выводы. В результате проведенного исследования показан системный и многофакторный характер проекта Кяхтинской железной дороги, ее место в общей геоэкономической стратегии Российской империи.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=53961456
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85184874818
U2 - 10.22162/2619-0990-2023-66-2-268-280
DO - 10.22162/2619-0990-2023-66-2-268-280
M3 - Статья
VL - 16
SP - 268
EP - 280
JO - Oriental Studies
JF - Oriental Studies
SN - 2619-0990
IS - 2
ER -
ID: 40649830