В настоящее время происходит существенная трансформация системы социального обслуживания населения, связанная в числе прочего с расширением спектра поставщиков социальных услуг и внедрением новых форм взаимодействия с получателями социальной помощи. Особая роль в новой конфигурации системы социального обслуживания отводится социально ориентированным НКО и социальным предпринимателям. В данной статье представлены результаты исследования системы социального обслуживания с позиций получателей социальных услуг. Основным методом сбора информации стал всероссийский онлайн-опрос среди клиентов организаций, предоставляющих социальную помощь, или их представителей. Методология исследования предполагала выделение 5 типов населенных пунктов (мегаполисы, города-миллионеры, крупные города, малые города и сельская местность). Выборка составила 2267 человек. По результатам исследования были выделены группы социального обслуживания, отражающие основные характеристики в населенных пунктах различных типов. Результаты показали недостаточность развития негосударственного сектора услуг во всех выделенных кластерах. Барьеры вовлечения НКО в систему социального обслуживания связаны, с одной стороны, с убежденностью самих граждан (особенно старшего поколения) в том, что только государственные учреждения могут предоставлять качественные и бесплатные услуги, а с другой - с позицией многих НКО, которые не стремятся входить в региональные реестры поставщиков социальных услуг, прежде всего из-за низких тарифов, установленных механизмов отчетности и возмещения затрат. Жители малых городов и сельской местности часто сталкиваются с отсутствием выбора, доминированием одного типа поставщиков, неразвитостью социальной инфраструктуры на территории своего проживания, ограниченным перечнем услуг, доступных им на бесплатной основе.