Standard

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ И ПРОБЛЕМА ЖАНРА В ПОВЕСТИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ». / Козьмина, Елена Юрьевна.
в: Новый филологический вестник, № 4 (59), 2021, стр. 85-97.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{f8df11b2a9e8467dba53764104bda094,
title = "ФАНТАСТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ И ПРОБЛЕМА ЖАНРА В ПОВЕСТИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»",
abstract = "В статье на основе нарратологического анализа уточняются жанр и нарративное устройство произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Подробно рассматриваются нарративная интрига повести и тип нарратора. Выделены два аспекта произведения: внутренний - о путешествии героя в подземный мир и внешний, обрамляющий аспект - о нравственном испытании Алеши в пансионе и последующем исправлении мальчика. Оба рассказа о жизни героя в пансионе и его онейрическом путешествии выстроены в соответствии с циклической нарративной интригой, однако внутренний нарратив использует мифологическую схему, а внешний - лиминальную, включающую не только прохождение через символическую смерть, но и преображение героя. Первая схема основана на протостратегии сказания (как и волшебная сказка), вторая -на протостратегии притчи. Делается вывод о том, что произведение в целом - это повесть; этот жанр осваивается русскими писателями с первой трети XIX в. Повесть содержит явно выраженную оценку нарратора и потому может быть названа дидактическим жанром. Заслуга А. Погорельского не только в том, что он одним из первых в России воспринял гофмановскую традицию романтической фантастики, хотя связи между произведения Гофмана и Погорельского несомненны и продемонстрированы в статье с помощью сопоставления «Щелкунчика и Мышиного короля» и «Черной курицы...»; главное же, что Погорельский освоил конститутивный принцип романтической фантастической повести - пограничный образ мира и «читательское колебание» (Ц. Тодоров).",
author = "Козьмина, {Елена Юрьевна}",
note = "Статья подготовлена при поддержке РНФ (грант № 20-18-00417 «Историческая нарратология: новый подход в гуманитарном знании (на примере изучения русской литературы)»). ",
year = "2021",
doi = "10.54770/20729316_2021_4_85",
language = "Русский",
pages = "85--97",
journal = "Новый филологический вестник",
issn = "2072-9316",
publisher = "Российский государственный гуманитарный университет",
number = "4 (59)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ФАНТАСТИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ И ПРОБЛЕМА ЖАНРА В ПОВЕСТИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

AU - Козьмина, Елена Юрьевна

N1 - Статья подготовлена при поддержке РНФ (грант № 20-18-00417 «Историческая нарратология: новый подход в гуманитарном знании (на примере изучения русской литературы)»).

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье на основе нарратологического анализа уточняются жанр и нарративное устройство произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Подробно рассматриваются нарративная интрига повести и тип нарратора. Выделены два аспекта произведения: внутренний - о путешествии героя в подземный мир и внешний, обрамляющий аспект - о нравственном испытании Алеши в пансионе и последующем исправлении мальчика. Оба рассказа о жизни героя в пансионе и его онейрическом путешествии выстроены в соответствии с циклической нарративной интригой, однако внутренний нарратив использует мифологическую схему, а внешний - лиминальную, включающую не только прохождение через символическую смерть, но и преображение героя. Первая схема основана на протостратегии сказания (как и волшебная сказка), вторая -на протостратегии притчи. Делается вывод о том, что произведение в целом - это повесть; этот жанр осваивается русскими писателями с первой трети XIX в. Повесть содержит явно выраженную оценку нарратора и потому может быть названа дидактическим жанром. Заслуга А. Погорельского не только в том, что он одним из первых в России воспринял гофмановскую традицию романтической фантастики, хотя связи между произведения Гофмана и Погорельского несомненны и продемонстрированы в статье с помощью сопоставления «Щелкунчика и Мышиного короля» и «Черной курицы...»; главное же, что Погорельский освоил конститутивный принцип романтической фантастической повести - пограничный образ мира и «читательское колебание» (Ц. Тодоров).

AB - В статье на основе нарратологического анализа уточняются жанр и нарративное устройство произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Подробно рассматриваются нарративная интрига повести и тип нарратора. Выделены два аспекта произведения: внутренний - о путешествии героя в подземный мир и внешний, обрамляющий аспект - о нравственном испытании Алеши в пансионе и последующем исправлении мальчика. Оба рассказа о жизни героя в пансионе и его онейрическом путешествии выстроены в соответствии с циклической нарративной интригой, однако внутренний нарратив использует мифологическую схему, а внешний - лиминальную, включающую не только прохождение через символическую смерть, но и преображение героя. Первая схема основана на протостратегии сказания (как и волшебная сказка), вторая -на протостратегии притчи. Делается вывод о том, что произведение в целом - это повесть; этот жанр осваивается русскими писателями с первой трети XIX в. Повесть содержит явно выраженную оценку нарратора и потому может быть названа дидактическим жанром. Заслуга А. Погорельского не только в том, что он одним из первых в России воспринял гофмановскую традицию романтической фантастики, хотя связи между произведения Гофмана и Погорельского несомненны и продемонстрированы в статье с помощью сопоставления «Щелкунчика и Мышиного короля» и «Черной курицы...»; главное же, что Погорельский освоил конститутивный принцип романтической фантастической повести - пограничный образ мира и «читательское колебание» (Ц. Тодоров).

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47765759

U2 - 10.54770/20729316_2021_4_85

DO - 10.54770/20729316_2021_4_85

M3 - Статья

SP - 85

EP - 97

JO - Новый филологический вестник

JF - Новый филологический вестник

SN - 2072-9316

IS - 4 (59)

ER -

ID: 29580282