DOI

Одним из наиболее значительных событий в российской системе высшего образования стал выход из Болонского процесса, что вызывает вопрос о ее дальнейшем пути развития. Цель статьи: осмыслить ставшую актуальной в связи с исключением России из Болонского процесса дилемму «советские традиции - болонские инновации». Данная дилемма рассматривается через призму выявленных авторами (и составляющих научную новизну статьи) взаимосвязанных дихотомий: между «дедуктивной логикой» обучения (от общего к частному, от теории к практике), присущей германской (гумбольдтовской) модели (ставшей основой российской дореволюционной и советской систем образования) и «индуктивной логикой» обучения (от частного к общему, от практики к теории), принятой в англосаксонской модели высшего образования (ставшей основой Болонского процесса); между моно- и полиуровневыми системами высшего образования; между традиционностью и инновационностью; между восприятием образования как социально значимого блага и как услуги. В ходе анализа вызревает понимание, что не существует такой модели образования, которая могла бы претендовать на статус универсальной. Это понимание позволяет авторам выработать некоторые рекомендации: предоставить возможность вузам использовать потенциал той модели, которая в наибольшей степени им соответствует: советской (или ее первоосновы - гумбольдтовской) модели - вузам, ориентированным на науку, болонской модели - практико-ориентированным вузам, или же позволить им принять гибридную модель, сочетающую достоинства обеих моделей; распределить ответственность за качество подготовки кадров между студентом, вузом и работодателем; институционализировать непрерывное образование (в контексте которого высшее образование предстает хоть и важным, но не окончательным этапом образования).
Переведенное названиеTHE DILEMMA “SOVIET TRADITIONS - BOLOGNA INNOVATIONS”: ON THE ISSUE OF CHOOSING A MODEL OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)308-317
Число страниц10
ЖурналЦИТИСЭ
Номер выпуска2 (36)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 43329819