Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9bb6db4d729c41baa8d40a92d766444c,
title = "СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ",
abstract = "В статье анализируются социально - психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально - психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом - стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико - методологический анализ научной литературы, логико - смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуально - ориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.",
author = "Зеер, {Эвальд Фридрихович} and Сыманюк, {Эльвира Эвальдовна} and Буковей, {Татьяна Дмитриевна}",
year = "2020",
doi = "10.26170/po20-04-19",
language = "Русский",
pages = "152--161",
journal = "Педагогическое образование в России",
issn = "2079-8717",
publisher = "Уральский государственный педагогический университет",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

AU - Зеер, Эвальд Фридрихович

AU - Сыманюк, Эльвира Эвальдовна

AU - Буковей, Татьяна Дмитриевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье анализируются социально - психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально - психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом - стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико - методологический анализ научной литературы, логико - смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуально - ориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.

AB - В статье анализируются социально - психологические и профессиональные особенности людей в возрасте поздней зрелости. Одной из значимых характеристик жизнедеятельности этого возраста является завершение профессиональной деятельности. Переживание этой ситуации порождает кризис утраты своей состоятельности. Важное значение в этом возрасте приобретают противоречия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов социальной ситуации развития. Эти несогласованности приобретают характер конфликтующих реальностей [8]. Преодоление конфликтующих реальностей обусловили необходимость поиска стратегий и технологий, адекватных социально - психологическим особенностям в поздней зрелости. В качестве предиктора актуализации разрешения противоречий развития в поздней зрелости выступает их самореализация. Целью исследования стало определение стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей в процессе самореализации в поздней зрелости. Объектом исследования выступил период поздней зрелости личности, а предметом - стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей. Методологией исследования выступила концепция профессионального развития личности. Методами получения информации по проблеме исследования стали теоретико - методологический анализ научной литературы, логико - смысловое моделирование самореализации личности, метод проектирования сценариев преодоления конфликтующих реальностей и прогнозирование профессионального будущего. Результатами исследования стратегий и технологий преодоления конфликтующих реальностей стали описание социальной ситуации развития в поздней зрелости в условиях утраты профессии и изменения прежней жизнедеятельности, выявление вектора развития личности в новой социальной реальности, нахождение способов дальнейшей самореализации. Активность субъекта инициирует формирование таких новообразований как самодетерминация, самоактуализация и трансценденция, которые становятся источником выбора индивидуально - ориентированных стратегий преодоления конфликтующих реальностей: преадаптивной, адаптивной, защитной и деструктивной. Эффективной психологической технологией преобразования себя является самореализация в разнообразных формах занятости, позволяющих личности преодолевать конфликтующие реальности. Результат поиска форм и методов преодоления кризисных ситуаций отражен в модели самореализации личности в поздней зрелости. Практическое значение представленных в статье результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе служб управления персоналом организаций, в реализации дополнительного образования, повышении квалификации педагогов непрерывного образования, а также в проектировании онлайн курсов и построении индивидуальных траекторий образования в поздней зрелости.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43927720

U2 - 10.26170/po20-04-19

DO - 10.26170/po20-04-19

M3 - Статья

SP - 152

EP - 161

JO - Педагогическое образование в России

JF - Педагогическое образование в России

SN - 2079-8717

IS - 4

ER -

ID: 13947129