Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА
AU - Ануфриева, Наталья Викторовна
N1 - Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII - XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.
AB - Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII - XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54678633
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001094321800015
U2 - 10.15826/izv2.2023.25.3.053
DO - 10.15826/izv2.2023.25.3.053
M3 - Статья
VL - 25
SP - 238
EP - 252
JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
SN - 2227-2283
IS - 3
ER -
ID: 47343226