Standard

АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА. / Ануфриева, Наталья Викторовна.
в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том 25, № 3, 2023, стр. 238-252.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

Ануфриева, НВ 2023, 'АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА', Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том. 25, № 3, стр. 238-252. https://doi.org/10.15826/izv2.2023.25.3.053

APA

Vancouver

Ануфриева НВ. АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023;25(3):238-252. doi: 10.15826/izv2.2023.25.3.053

Author

Ануфриева, Наталья Викторовна. / АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА. в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023 ; Том 25, № 3. стр. 238-252.

BibTeX

@article{895f6936c97440318d0456999e676915,
title = "АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА",
abstract = "Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII - XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.",
author = "Ануфриева, {Наталья Викторовна}",
note = "Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018. ",
year = "2023",
doi = "10.15826/izv2.2023.25.3.053",
language = "Русский",
volume = "25",
pages = "238--252",
journal = "Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - АВТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УСТОЙЧИВЫХ КОМПОЗИЦИЯХ КНИЖНЫХ МИНИАТЮР СТРАСТНОГО ЦИКЛА В РУКОПИСЯХ СТАРООБРЯДЦЕВ УРАЛА

AU - Ануфриева, Наталья Викторовна

N1 - Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII - XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.

AB - Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII - XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54678633

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001094321800015

U2 - 10.15826/izv2.2023.25.3.053

DO - 10.15826/izv2.2023.25.3.053

M3 - Статья

VL - 25

SP - 238

EP - 252

JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

SN - 2227-2283

IS - 3

ER -

ID: 47343226