В статье представлена авторская концепция преподавания истории советского периода, в частности истории советской литературы, опирающая на идею о том, что сознание людей, вопреки самоопределению, не было атеистическим. Соответственно, идеология социалистического общества была не идеологией атеизма, а наследницей прежних религиозных систем, что проявлялось во всей советской культуре, в том числе и в таком значимом поэтическом явлении, как советская песня. Такой подход позволяет воспользоваться «карнавальной» теорией М. Бахтина, созданной для анализа культур, базирующихся на религиозных принципах. Периоды истории, подобные двадцатым годам прошлого века, сопровождаются «карнавализацией сознания», когда разрушается и подвергается карнавальному осмеянию существовавшая прежде иерархия ценностей, а идеологические «верх» и «низ» теряют устойчивость, а порой и меняются местами. В работе показано, что советская песня формировалась в 1920-е годы как «карнавальный» жанр. Это означает, что ее поэтика строится на синтезе элементов, прежде казавшихся несочетаемыми в рамках общепринятой эстетики: на музыкально-поэтическом уровне - марша или гимна с романсом, уличной песней, еврейской танцевальной мелодией или частушкой; на семантическом уровне - смысла, связанного с личными чувствами, и «идеологического» подтекста. Так сформировалась «карнавальная» поэтика советской песни со всеми ее культурными коннотациями.
Переведенное названиеSoviet mass song as a carnival genre (on the concept of teaching History of Soviet Literature)
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)116-124
Число страниц9
ЖурналДискуссия
Номер выпуска9(61)
СостояниеОпубликовано - 2015

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 17.00.00 ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ID: 1874961