В статье в свете экзистенциальных и психоаналитических теорий С. Кьеркегора и З. Фрейда рассматриваются категории меланхолии и отчаяния, присущие Г.А. Печорину. Утверждается, что меланхолия, от которой страдает герой Лермонтова, - это не только воплощение отчаяния, от которого страдает русский народ, но и проекция отчаяния самого Лермонтова. Основываясь на собственном опыте, Лермонтов создал Печорина, описав его как типичного представителя своего разочарованного поколения. Автор статьи приходит к выводу, что в основе отчаяния Печорина лежит неспособность самого Лермонтова достичь утраченного идеала. В свете теорий Фрейда, проявления симптомов, вызванных потерей объекта (любовь, привязанность), наблюдаются в жизни как самого Лермонтова, так и его героя, и являются причинными факторами возникновения симптомов открытой Кьеркегором «болезни к смерти» - отчаяния. Автор статьи заключает, что параллели между Лермонтовым и его вымышленным героем имеют общие основания в психологической структуре реальной жизни и рожденном воображением гениального художника мире романа, а психогенные источники присущей творцу и его творению меланхолии являются не загадочными, а очевидными.