Standard

Становление пастырей: православное приходское духовенство и гражданское общество в последние десятилетия Российской империи. / White, James.
в: Quaestio Rossica, Том 11, № 4, 2023, стр. 1491 - 1500.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{17d4f0cb88224c5eadc75c9a99333765,
title = "Становление пастырей: православное приходское духовенство и гражданское общество в последние десятилетия Российской империи",
abstract = "Рецензируется монография американского ученого Дэниела Скарборо, посвященная истории русского православного духовенства в позднеимперский период. В ней отражены как последние достижения в историографии имперской Русской православной церкви, так и новые архивные исследования, в основном с использованием документов, отложившихся в хранилищах Москвы и Твери. Основное внимание уделяется сетям взаимопомощи, в которых участвовало духовенство. Созданные в течение XIX в., они изначально были направлены на распределение средств между бедными представителями духовного сословия: их развитию способствовала свобода объединений, предоставленная духовенству имперским государством. В конце XIX – начале XX в., по мнению Скарборо, эти сети стали терять свою сословную направленность, поддерживая и включая в себя представителей мирян: отчасти это было связано с тем, что материальное положение духовенства сильно зависело от материального положения мирян, а отчасти – с тем, что духовенство постепенно стало терять свою сословную направленность и превращаться в профессию, ориентированную на духовное и материальное благополучие православной паствы. Скарборо выделяет несколько ключевых моментов (таких как голод 1891–1892 гг.) и институтов (например, семинарии), чтобы продемонстрировать степень включения в сети поддержки духовенства представителей мирян и те силы, которые либо способствовали, либо препятствовали этому развитию. Он приходит к выводу, Д. Уайт Духовенство и гражданское общество в Российской империи 1493 что, хотя сети взаимопомощи духовенства в определенной степени и преуспели в привлечении мирян, им мешали попытки имперского государства жестко контролировать духовенство и использовать его в качестве дешевыхгосударственных чиновников, полицейских и пропагандистов: в равной степени, иногда поддерживая расширение сетей взаимопомощи духовенства, епископат и Синод часто были озабочены тем, чтобы тонко распределенные ресурсы Церкви использовались в основном для поддержки членов и учреждений духовного сословия. Все это снижало престиж духовенства в глазах прихожан и заставляло их менее охотно перечислять скудные средства на нужды клерикальных сетей. Только Всероссийский поместный собор 1917–1718 гг. полностью включил мирян в состав Российской православной церкви, что позволило ей выстоять в условиях большевистского режима.",
author = "James White",
note = "Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».",
year = "2023",
doi = "10.15826/qr.2023.4.860",
language = "Русский",
volume = "11",
pages = "1491 -- 1500",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Становление пастырей: православное приходское духовенство и гражданское общество в последние десятилетия Российской империи

AU - White, James

N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Рецензируется монография американского ученого Дэниела Скарборо, посвященная истории русского православного духовенства в позднеимперский период. В ней отражены как последние достижения в историографии имперской Русской православной церкви, так и новые архивные исследования, в основном с использованием документов, отложившихся в хранилищах Москвы и Твери. Основное внимание уделяется сетям взаимопомощи, в которых участвовало духовенство. Созданные в течение XIX в., они изначально были направлены на распределение средств между бедными представителями духовного сословия: их развитию способствовала свобода объединений, предоставленная духовенству имперским государством. В конце XIX – начале XX в., по мнению Скарборо, эти сети стали терять свою сословную направленность, поддерживая и включая в себя представителей мирян: отчасти это было связано с тем, что материальное положение духовенства сильно зависело от материального положения мирян, а отчасти – с тем, что духовенство постепенно стало терять свою сословную направленность и превращаться в профессию, ориентированную на духовное и материальное благополучие православной паствы. Скарборо выделяет несколько ключевых моментов (таких как голод 1891–1892 гг.) и институтов (например, семинарии), чтобы продемонстрировать степень включения в сети поддержки духовенства представителей мирян и те силы, которые либо способствовали, либо препятствовали этому развитию. Он приходит к выводу, Д. Уайт Духовенство и гражданское общество в Российской империи 1493 что, хотя сети взаимопомощи духовенства в определенной степени и преуспели в привлечении мирян, им мешали попытки имперского государства жестко контролировать духовенство и использовать его в качестве дешевыхгосударственных чиновников, полицейских и пропагандистов: в равной степени, иногда поддерживая расширение сетей взаимопомощи духовенства, епископат и Синод часто были озабочены тем, чтобы тонко распределенные ресурсы Церкви использовались в основном для поддержки членов и учреждений духовного сословия. Все это снижало престиж духовенства в глазах прихожан и заставляло их менее охотно перечислять скудные средства на нужды клерикальных сетей. Только Всероссийский поместный собор 1917–1718 гг. полностью включил мирян в состав Российской православной церкви, что позволило ей выстоять в условиях большевистского режима.

AB - Рецензируется монография американского ученого Дэниела Скарборо, посвященная истории русского православного духовенства в позднеимперский период. В ней отражены как последние достижения в историографии имперской Русской православной церкви, так и новые архивные исследования, в основном с использованием документов, отложившихся в хранилищах Москвы и Твери. Основное внимание уделяется сетям взаимопомощи, в которых участвовало духовенство. Созданные в течение XIX в., они изначально были направлены на распределение средств между бедными представителями духовного сословия: их развитию способствовала свобода объединений, предоставленная духовенству имперским государством. В конце XIX – начале XX в., по мнению Скарборо, эти сети стали терять свою сословную направленность, поддерживая и включая в себя представителей мирян: отчасти это было связано с тем, что материальное положение духовенства сильно зависело от материального положения мирян, а отчасти – с тем, что духовенство постепенно стало терять свою сословную направленность и превращаться в профессию, ориентированную на духовное и материальное благополучие православной паствы. Скарборо выделяет несколько ключевых моментов (таких как голод 1891–1892 гг.) и институтов (например, семинарии), чтобы продемонстрировать степень включения в сети поддержки духовенства представителей мирян и те силы, которые либо способствовали, либо препятствовали этому развитию. Он приходит к выводу, Д. Уайт Духовенство и гражданское общество в Российской империи 1493 что, хотя сети взаимопомощи духовенства в определенной степени и преуспели в привлечении мирян, им мешали попытки имперского государства жестко контролировать духовенство и использовать его в качестве дешевыхгосударственных чиновников, полицейских и пропагандистов: в равной степени, иногда поддерживая расширение сетей взаимопомощи духовенства, епископат и Синод часто были озабочены тем, чтобы тонко распределенные ресурсы Церкви использовались в основном для поддержки членов и учреждений духовного сословия. Все это снижало престиж духовенства в глазах прихожан и заставляло их менее охотно перечислять скудные средства на нужды клерикальных сетей. Только Всероссийский поместный собор 1917–1718 гг. полностью включил мирян в состав Российской православной церкви, что позволило ей выстоять в условиях большевистского режима.

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85182158367

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=58802311

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001152494100023

U2 - 10.15826/qr.2023.4.860

DO - 10.15826/qr.2023.4.860

M3 - Статья

VL - 11

SP - 1491

EP - 1500

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 4

ER -

ID: 51609168