Предметом исследования в статье является особенности инновационного потенциала учащейся и работающей молодежи индустриальных регионов России. В статье рассматриваются возможности социологического познания инновационной проблематики в контексте его собственного предметного поля, моделируется структура инновационного потенциала молодежи, осуществляется сравнительный анализ структуры инновационного потенциала учащейся и работающей молодежи в региональном разрезе. Методологической основой исследования являются общностный и средовый подходы. Эмпирической базой исследования стали результаты опроса учащейся (2019, N=1828) и работающей молодежи (2018, N=1078) шести индустриальных регионов России - Республики Башкортостан, Волгоградской, Калужской, Свердловской областей, Пермского и Красноярского краев. Научная новизна исследования заключается в предложенной авторами исследовательской стратегии Complementarity in Mixed Methods Research. Методологическая взаимодополняемость общностного и средового подходов, а также четырех эмпирических моделей в структуре инновационного потенциала (интенциональной, резервной, ресурсной и актуализированной) позволила авторам рассмотреть инновационный потенциал учащейся и работающей молодежи в диалектике общего и особенного. Исследование выявило противоречие между субъектными и средовыми характеристиками инновационного потенциала молодежи. Актуальное состояние образовательной и производственной среды агентов инновационного развития девальвирует высокий интенциональный и достигнутый уровень инновационного потенциала учащейся и работающей молодежи.