Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ЖАНР РОБИНЗОНАДЫ В АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКЕ ХХ ВЕКА («ТУННЕЛЬ В НЕБЕ» Р. ХАЙНЛАЙНА)
AU - Козьмина, Елена Юрьевна
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - На материале романа американского писателя Р. Хайнлайна «Туннель в небе» (1955) анализируется жанровая структура фантастического варианта робинзонады с учетом жанровой модели М.М. Бахтина как «трехмерного конструктивного целого». Фантастический вариант возникает как трансформация классической робинзонады при заимствовании ее в авантюрно-философской фантастике ХХ века. Фантастический вариант сохраняет многие элементы классического. Трансформируется, в первую очередь, характер испытания (необходимого элемента авантюрного сюжета). В фантастической робинзонаде испытывается не только герой, но и идеи социального устройства человечества. Условия, в которых проходит испытание, двойственны: с одной стороны, они похожи на земные (это помогает героям выжить физически), с другой, условия принципиально незнакомы. Герои вынуждены строить дом и социум с учетом познаваемых в ходе практики физических условий, а также с учетом тех моральных принципов, которые оказываются востребованы в новом обществе. Таким образом ставится «антропологический эксперимент» (С. Лем), т. е. проявляется «то, что делает человека человеком» (Н. Д. Тамарченко). В субъектно-речевой структуре фантастической робинзонады важное место занимают «географические описания», имеющие двучленную структуру (любое явление сопоставляется с подобным ему земным). Смысловая граница между миром героя и миром автора и читателя также двойственна: с внутренней точки зрения героя все изображенное реально и безусловно, с внешней точки зрения читателя - невозможно. В статье делается вывод, что фантастическая робинзонада поднимает глобальные социально-философские вопросы выживания всего человечества.
AB - На материале романа американского писателя Р. Хайнлайна «Туннель в небе» (1955) анализируется жанровая структура фантастического варианта робинзонады с учетом жанровой модели М.М. Бахтина как «трехмерного конструктивного целого». Фантастический вариант возникает как трансформация классической робинзонады при заимствовании ее в авантюрно-философской фантастике ХХ века. Фантастический вариант сохраняет многие элементы классического. Трансформируется, в первую очередь, характер испытания (необходимого элемента авантюрного сюжета). В фантастической робинзонаде испытывается не только герой, но и идеи социального устройства человечества. Условия, в которых проходит испытание, двойственны: с одной стороны, они похожи на земные (это помогает героям выжить физически), с другой, условия принципиально незнакомы. Герои вынуждены строить дом и социум с учетом познаваемых в ходе практики физических условий, а также с учетом тех моральных принципов, которые оказываются востребованы в новом обществе. Таким образом ставится «антропологический эксперимент» (С. Лем), т. е. проявляется «то, что делает человека человеком» (Н. Д. Тамарченко). В субъектно-речевой структуре фантастической робинзонады важное место занимают «географические описания», имеющие двучленную структуру (любое явление сопоставляется с подобным ему земным). Смысловая граница между миром героя и миром автора и читателя также двойственна: с внутренней точки зрения героя все изображенное реально и безусловно, с внешней точки зрения читателя - невозможно. В статье делается вывод, что фантастическая робинзонада поднимает глобальные социально-философские вопросы выживания всего человечества.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=30541874
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=30738587&
M3 - Статья
VL - 7
SP - 237
EP - 247
JO - Культура и цивилизация
JF - Культура и цивилизация
SN - 2223-5426
IS - 3А
ER -
ID: 6183140