Standard

ЖАНР РОБИНЗОНАДЫ В АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКЕ ХХ ВЕКА («ТУННЕЛЬ В НЕБЕ» Р. ХАЙНЛАЙНА). / Козьмина, Елена Юрьевна.
в: Культура и цивилизация, Том 7, № 3А, 2017, стр. 237-247.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9714535b4a2d4995a9ea9efcd3396634,
title = "ЖАНР РОБИНЗОНАДЫ В АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКЕ ХХ ВЕКА («ТУННЕЛЬ В НЕБЕ» Р. ХАЙНЛАЙНА)",
abstract = "На материале романа американского писателя Р. Хайнлайна «Туннель в небе» (1955) анализируется жанровая структура фантастического варианта робинзонады с учетом жанровой модели М.М. Бахтина как «трехмерного конструктивного целого». Фантастический вариант возникает как трансформация классической робинзонады при заимствовании ее в авантюрно-философской фантастике ХХ века. Фантастический вариант сохраняет многие элементы классического. Трансформируется, в первую очередь, характер испытания (необходимого элемента авантюрного сюжета). В фантастической робинзонаде испытывается не только герой, но и идеи социального устройства человечества. Условия, в которых проходит испытание, двойственны: с одной стороны, они похожи на земные (это помогает героям выжить физически), с другой, условия принципиально незнакомы. Герои вынуждены строить дом и социум с учетом познаваемых в ходе практики физических условий, а также с учетом тех моральных принципов, которые оказываются востребованы в новом обществе. Таким образом ставится «антропологический эксперимент» (С. Лем), т. е. проявляется «то, что делает человека человеком» (Н. Д. Тамарченко). В субъектно-речевой структуре фантастической робинзонады важное место занимают «географические описания», имеющие двучленную структуру (любое явление сопоставляется с подобным ему земным). Смысловая граница между миром героя и миром автора и читателя также двойственна: с внутренней точки зрения героя все изображенное реально и безусловно, с внешней точки зрения читателя - невозможно. В статье делается вывод, что фантастическая робинзонада поднимает глобальные социально-философские вопросы выживания всего человечества.",
author = "Козьмина, {Елена Юрьевна}",
year = "2017",
language = "Русский",
volume = "7",
pages = "237--247",
journal = "Культура и цивилизация",
issn = "2223-5426",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью {"}Аналитика Родис{"}",
number = "3А",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ЖАНР РОБИНЗОНАДЫ В АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКОЙ ФАНТАСТИКЕ ХХ ВЕКА («ТУННЕЛЬ В НЕБЕ» Р. ХАЙНЛАЙНА)

AU - Козьмина, Елена Юрьевна

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - На материале романа американского писателя Р. Хайнлайна «Туннель в небе» (1955) анализируется жанровая структура фантастического варианта робинзонады с учетом жанровой модели М.М. Бахтина как «трехмерного конструктивного целого». Фантастический вариант возникает как трансформация классической робинзонады при заимствовании ее в авантюрно-философской фантастике ХХ века. Фантастический вариант сохраняет многие элементы классического. Трансформируется, в первую очередь, характер испытания (необходимого элемента авантюрного сюжета). В фантастической робинзонаде испытывается не только герой, но и идеи социального устройства человечества. Условия, в которых проходит испытание, двойственны: с одной стороны, они похожи на земные (это помогает героям выжить физически), с другой, условия принципиально незнакомы. Герои вынуждены строить дом и социум с учетом познаваемых в ходе практики физических условий, а также с учетом тех моральных принципов, которые оказываются востребованы в новом обществе. Таким образом ставится «антропологический эксперимент» (С. Лем), т. е. проявляется «то, что делает человека человеком» (Н. Д. Тамарченко). В субъектно-речевой структуре фантастической робинзонады важное место занимают «географические описания», имеющие двучленную структуру (любое явление сопоставляется с подобным ему земным). Смысловая граница между миром героя и миром автора и читателя также двойственна: с внутренней точки зрения героя все изображенное реально и безусловно, с внешней точки зрения читателя - невозможно. В статье делается вывод, что фантастическая робинзонада поднимает глобальные социально-философские вопросы выживания всего человечества.

AB - На материале романа американского писателя Р. Хайнлайна «Туннель в небе» (1955) анализируется жанровая структура фантастического варианта робинзонады с учетом жанровой модели М.М. Бахтина как «трехмерного конструктивного целого». Фантастический вариант возникает как трансформация классической робинзонады при заимствовании ее в авантюрно-философской фантастике ХХ века. Фантастический вариант сохраняет многие элементы классического. Трансформируется, в первую очередь, характер испытания (необходимого элемента авантюрного сюжета). В фантастической робинзонаде испытывается не только герой, но и идеи социального устройства человечества. Условия, в которых проходит испытание, двойственны: с одной стороны, они похожи на земные (это помогает героям выжить физически), с другой, условия принципиально незнакомы. Герои вынуждены строить дом и социум с учетом познаваемых в ходе практики физических условий, а также с учетом тех моральных принципов, которые оказываются востребованы в новом обществе. Таким образом ставится «антропологический эксперимент» (С. Лем), т. е. проявляется «то, что делает человека человеком» (Н. Д. Тамарченко). В субъектно-речевой структуре фантастической робинзонады важное место занимают «географические описания», имеющие двучленную структуру (любое явление сопоставляется с подобным ему земным). Смысловая граница между миром героя и миром автора и читателя также двойственна: с внутренней точки зрения героя все изображенное реально и безусловно, с внешней точки зрения читателя - невозможно. В статье делается вывод, что фантастическая робинзонада поднимает глобальные социально-философские вопросы выживания всего человечества.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=30541874

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=30738587&

M3 - Статья

VL - 7

SP - 237

EP - 247

JO - Культура и цивилизация

JF - Культура и цивилизация

SN - 2223-5426

IS - 3А

ER -

ID: 6183140