Standard

ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ). / Ануфриева, Наталья Викторовна.
в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том 22, № 3 (200), 2020, стр. 89-109.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

Ануфриева, НВ 2020, 'ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ)', Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Том. 22, № 3 (200), стр. 89-109. https://doi.org/10.15826/izv2.2020.22.3.046

APA

Vancouver

Ануфриева НВ. ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ). Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020;22(3 (200)):89-109. doi: 10.15826/izv2.2020.22.3.046

Author

Ануфриева, Наталья Викторовна. / ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ). в: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020 ; Том 22, № 3 (200). стр. 89-109.

BibTeX

@article{6a9e1e69f1844755833300940272f59b,
title = "ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ)",
abstract = "Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII - начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника - включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов. Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.",
keywords = "Old Believer book culture, pictorial traditional, miniatures, engravings, edition, canon, Russian art",
author = "Ануфриева, {Наталья Викторовна}",
year = "2020",
doi = "10.15826/izv2.2020.22.3.046",
language = "Русский",
volume = "22",
pages = "89--109",
journal = "Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "3 (200)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ИКОНОГРАФИЯ «СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ» В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПИСКОВ ИЗ УРАЛЬСКИХ КНИГОХРАНИЛИЩ)

AU - Ануфриева, Наталья Викторовна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII - начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника - включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов. Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.

AB - Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII - начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника - включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов. Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.

KW - Old Believer book culture

KW - pictorial traditional

KW - miniatures

KW - engravings

KW - edition

KW - canon

KW - Russian art

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44076917

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000583633200004

U2 - 10.15826/izv2.2020.22.3.046

DO - 10.15826/izv2.2020.22.3.046

M3 - Статья

VL - 22

SP - 89

EP - 109

JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

SN - 2227-2283

IS - 3 (200)

ER -

ID: 14193928