Standard

УРАЛ ПРОТИВ ЮГА: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. / Бугров, К. Д.
в: Вестник Пермского университета. Серия: История, Том 57, № 2, 2022, стр. 42-54.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Бугров КД. УРАЛ ПРОТИВ ЮГА: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. Вестник Пермского университета. Серия: История. 2022;57(2):42-54. doi: 10.17072/2219-3111-2022-2-42-54

Author

Бугров, К. Д. / УРАЛ ПРОТИВ ЮГА: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ. в: Вестник Пермского университета. Серия: История. 2022 ; Том 57, № 2. стр. 42-54.

BibTeX

@article{cf114fafc42e4b26bcfd8838cb5e914d,
title = "УРАЛ ПРОТИВ ЮГА: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ",
abstract = "В настоящей работе проанализирована роль трактора как визуального символа в советской культуре эпохи индустриализации, ряд конкретных примеров подобного символического функционирования рассмотрен на материалах живописи, фотографии, графики, а также текстуальных нарративов и стратегий презентации материальных объектов. Показано, что первоначально визуальным символом перестройки советской деревни служил колесный трактор «фордзон» - как импортный, так и выпускавшийся малыми партиями в Ленинграде. Старт индустриализации и пуск крупных конвейерных производств в Сталинграде и Харькове привел к изменениям в символической системе: на ведущие роли в публичной сфере вышел колесный СХТЗ-15/30 («интернационал»), производившийся новыми предприятиями. Однако с середины 1930-х гг. роль доминирующего символа перешла к гусеничному трактору, что соответствовало тренду развития советского хозяйства данного периода. В визуальной образности начали доминировать тяжелые гусеничные тракторы «Сталинец» Челябинского тракторного завода, сочетавшие эффектный облик, высокую технологическую репутацию предприятия, удачный выбор названия и новаторские дизайнерские решения по окраске. Рассмотрены важнейшие вехи закрепления челябинского трактора в визуальной культуре СССР второй половины 1930-х гг. Изучена своеобразная конкуренция образов гусеничных тракторов в советской публичной сфере, развернувшаяся в конце 1930-х гг., когда Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали массово выпускать гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ. Данный феномен проанализирован на примерах оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и Московского метрополитена. Сделан вывод о двойном характере символизма гусеничных тракторов, выступавших не только обобщающими символами декларировавшихся успехов СССР в сфере механизации сельского хозяйства, но и манифестациями индустриальной идентичности конкретных предприятий.",
keywords = "Alexander Deineka, Chelyabinsk Tractor Plant, industrial identity, Moscow Metro, socialism, socialist realism, tractor, VDNH",
author = "Бугров, {К. Д.}",
note = "Funding Information: 1 The reported study was funded by the Russian Science Foundation grant № 19-78-10095 “Industrial Identity of Russian Territories: Ural Regional Communities and Discourse about the Urals in the Culture of the 18th – 20th Centuries”.",
year = "2022",
doi = "10.17072/2219-3111-2022-2-42-54",
language = "Русский",
volume = "57",
pages = "42--54",
journal = "Вестник Пермского университета. Серия: История",
issn = "2219-3111",
publisher = "Пермский государственный национальный исследовательский университет",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - УРАЛ ПРОТИВ ЮГА: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СССР ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

AU - Бугров, К. Д.

N1 - Funding Information: 1 The reported study was funded by the Russian Science Foundation grant № 19-78-10095 “Industrial Identity of Russian Territories: Ural Regional Communities and Discourse about the Urals in the Culture of the 18th – 20th Centuries”.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В настоящей работе проанализирована роль трактора как визуального символа в советской культуре эпохи индустриализации, ряд конкретных примеров подобного символического функционирования рассмотрен на материалах живописи, фотографии, графики, а также текстуальных нарративов и стратегий презентации материальных объектов. Показано, что первоначально визуальным символом перестройки советской деревни служил колесный трактор «фордзон» - как импортный, так и выпускавшийся малыми партиями в Ленинграде. Старт индустриализации и пуск крупных конвейерных производств в Сталинграде и Харькове привел к изменениям в символической системе: на ведущие роли в публичной сфере вышел колесный СХТЗ-15/30 («интернационал»), производившийся новыми предприятиями. Однако с середины 1930-х гг. роль доминирующего символа перешла к гусеничному трактору, что соответствовало тренду развития советского хозяйства данного периода. В визуальной образности начали доминировать тяжелые гусеничные тракторы «Сталинец» Челябинского тракторного завода, сочетавшие эффектный облик, высокую технологическую репутацию предприятия, удачный выбор названия и новаторские дизайнерские решения по окраске. Рассмотрены важнейшие вехи закрепления челябинского трактора в визуальной культуре СССР второй половины 1930-х гг. Изучена своеобразная конкуренция образов гусеничных тракторов в советской публичной сфере, развернувшаяся в конце 1930-х гг., когда Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали массово выпускать гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ. Данный феномен проанализирован на примерах оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и Московского метрополитена. Сделан вывод о двойном характере символизма гусеничных тракторов, выступавших не только обобщающими символами декларировавшихся успехов СССР в сфере механизации сельского хозяйства, но и манифестациями индустриальной идентичности конкретных предприятий.

AB - В настоящей работе проанализирована роль трактора как визуального символа в советской культуре эпохи индустриализации, ряд конкретных примеров подобного символического функционирования рассмотрен на материалах живописи, фотографии, графики, а также текстуальных нарративов и стратегий презентации материальных объектов. Показано, что первоначально визуальным символом перестройки советской деревни служил колесный трактор «фордзон» - как импортный, так и выпускавшийся малыми партиями в Ленинграде. Старт индустриализации и пуск крупных конвейерных производств в Сталинграде и Харькове привел к изменениям в символической системе: на ведущие роли в публичной сфере вышел колесный СХТЗ-15/30 («интернационал»), производившийся новыми предприятиями. Однако с середины 1930-х гг. роль доминирующего символа перешла к гусеничному трактору, что соответствовало тренду развития советского хозяйства данного периода. В визуальной образности начали доминировать тяжелые гусеничные тракторы «Сталинец» Челябинского тракторного завода, сочетавшие эффектный облик, высокую технологическую репутацию предприятия, удачный выбор названия и новаторские дизайнерские решения по окраске. Рассмотрены важнейшие вехи закрепления челябинского трактора в визуальной культуре СССР второй половины 1930-х гг. Изучена своеобразная конкуренция образов гусеничных тракторов в советской публичной сфере, развернувшаяся в конце 1930-х гг., когда Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали массово выпускать гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ. Данный феномен проанализирован на примерах оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и Московского метрополитена. Сделан вывод о двойном характере символизма гусеничных тракторов, выступавших не только обобщающими символами декларировавшихся успехов СССР в сфере механизации сельского хозяйства, но и манифестациями индустриальной идентичности конкретных предприятий.

KW - Alexander Deineka

KW - Chelyabinsk Tractor Plant

KW - industrial identity

KW - Moscow Metro

KW - socialism

KW - socialist realism

KW - tractor

KW - VDNH

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85134549720&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49235525

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000865407000005

U2 - 10.17072/2219-3111-2022-2-42-54

DO - 10.17072/2219-3111-2022-2-42-54

M3 - Статья

AN - SCOPUS:85134549720

VL - 57

SP - 42

EP - 54

JO - Вестник Пермского университета. Серия: История

JF - Вестник Пермского университета. Серия: История

SN - 2219-3111

IS - 2

ER -

ID: 30628877