Standard

«Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода. / Elena, Alekseeva; Dmitry, Redin A.; Mari-Pierre, Rey.
в: Voprosy Istorii, № 6, 2016, стр. 3-20.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{af9a581e354f4b3b8be6cd9c2b1afa2c,
title = "«Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода",
abstract = "В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».",
keywords = "europeanization, westernization, Russia, innovations, adaptation of innovations, diffusion waves, elites, {"}phenomenon of Bashmachkin{"}",
author = "Alekseeva Elena and Dmitry, {Redin A.} and Rey Mari-Pierre",
year = "2016",
language = "Русский",
pages = "3--20",
journal = "Voprosy Istorii",
issn = "0042-8779",
publisher = "Редакция журнала {"}Вопросы истории",
number = "6",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Европеизация», «вестернизация» и механизмы адаптации западных нововведений в России имперского периода

AU - Elena, Alekseeva

AU - Dmitry, Redin A.

AU - Mari-Pierre, Rey

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».

AB - В статье предлагается новая интерпретация проблемы европейского культурного влияния на Россию имперского периода. Развивая культурно-цивилизационный подход, предложенный польским социологом П. Штомпкой для анализа переходного состояния в посткоммунистических обществах, авторы рассматривают возможность использования этого подхода для понимания транзитных государств других исторических эпох, в частности, для интерпретации исторического перехода от Средневековья к Новому времени. Исходя из этого, Россия представляется страной, всегда принадлежавшей к европейскому культурному кругу, но вступившей в цивилизационный диссонанс с рядом стран Западной Европы, которые раньше других совершили «модерный скачок». Из-за ряда причин (не в последнюю очередь политического характера) в XV-XVI вв. в интеллектуальном дискурсе западных стран сформировались два взаимосвязанных стереотипа: о единой европейской идентичности и неевропейском характере России. Эти стереотипы, в силу ряда обстоятельств, были приняты российской политической элитой петровской эпохи, что, в свою очередь, создало новый миф о «царе-демиурге», который привел варварскую Россию в лоно цивилизованных европейских держав. На практике, по мнению авторов, содержание процесса включения России в сферу «цивилизованных» европейских стран определялось ее преобразованием из традиционной средневековой европейской страны в европейскую державу модерного типа. В связи с этим, термин «европеизация» не имеет реальной основы по отношению к России, поскольку речь шла не о включении неевропейской страны в европейское культурное пространство, а лишь о модернизации одной из стран европейской периферии. Сквозь эту призму в статье рассматривается процесс восприятия западных нововведений, которые, вопреки установившейся терминологии, далеко не всегда могут быть определены как «европейские инновации».

KW - europeanization

KW - westernization

KW - Russia

KW - innovations

KW - adaptation of innovations

KW - diffusion waves

KW - elites

KW - "phenomenon of Bashmachkin"

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000379989200001

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=26113669

M3 - Статья

SP - 3

EP - 20

JO - Voprosy Istorii

JF - Voprosy Istorii

SN - 0042-8779

IS - 6

ER -

ID: 1089214