Standard

ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). / Дудина, Маргарита Николаевна.
в: Философия образования, Том 20, № 1, 2020, стр. 38-53.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9677061a843e45678053e8dc44405344,
title = "ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)",
abstract = "Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.",
author = "Дудина, {Маргарита Николаевна}",
year = "2020",
doi = "10.15372/PHE20200103",
language = "Русский",
volume = "20",
pages = "38--53",
journal = "Философия образования",
issn = "1811-0916",
publisher = "Издательство Сибирского отделения Российской академии наук",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

AU - Дудина, Маргарита Николаевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.

AB - Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42658324

U2 - 10.15372/PHE20200103

DO - 10.15372/PHE20200103

M3 - Статья

VL - 20

SP - 38

EP - 53

JO - Философия образования

JF - Философия образования

SN - 1811-0916

IS - 1

ER -

ID: 12719418