Standard

Мера иерархичности концепта Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур. / Волкова, Е. В.; Куваева, Ирина Олеговна.
в: Сибирский психологический журнал, № 86, 2022, стр. 48-65.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Волкова ЕВ, Куваева ИО. Мера иерархичности концепта Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур. Сибирский психологический журнал. 2022;(86):48-65. doi: 10.17223/17267080/86/3

Author

BibTeX

@article{88e28173b1c44cdaa65d642765f9015a,
title = "Мера иерархичности концепта Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур",
abstract = "Турбулентное состояние современного общества предъявляет высокие требования к умению человека конструктивно разрешать стрессовые ситуации. Выбор и реализация стратегий совладания зависит от меры иерархичности концепта Стресс. Мера иерархичности концепта Стресс рассматривается как способность субъекта выделить суть проблемы с учетом существенных связей между признаками стрессовой ситуации. Обсуждаются результаты анализа соотношения меры иерархичности концепта Стресси стратегий совладания у студентов разных этнокультурных групп. Мера вербальной иерархичности концепта Стресс диагностировалась с помощью модифицированной версии методики «Формулировка проблем» М.А. Холодной; мера невербальной иерархичности концепта Стресс – с помощью пиктографической методики (визуальный портрет концепта). Выделены критерии оценки вербальной и невербальной иерархичности концепта Стресс. Стратегии совладания оценивались с помощью опросникаAdolescent Coping Scale (Frydenberg, Lewis, 1993). Выборочная совокупность представлена 712 первокурсниками крупных университетов в возрасте 19,2 ± 2,0 лет пяти коллективистических культур. Выявлено, что студенты отображают в наглядных образах преимущественно внешние и внутренние проявления стрессового состояния, но вербализуют стрессовые ситуации через частные конкретные признаки. Показано, что чем выше мера невербальной иерархичности концепта Стресс, тем больше востребованность субъектных стратегий совладания и меньше обращение к внесубъектным (GLM, p = 0,000). Получены данные, свидетельствующие, что вербальная иерархичность концепта Стресс значимо сопряжена с этнокультурной принадлежностью студента: русские студенты характеризуются высокой вербальной иерархичностью концепта Стресс; турецкие и китайские студенты – средней, студенты из Армении и Татарстана – низкой. Достоверных данных в пользу сопряженности невербальной иерархичности концепта Стресс с этнокультурной принадлежностью студента не обнаружено. Развитие способности субъекта интегрировать разноаспектную информацию о стрессовой ситуации в целостный образ способствует повышению конструктивности совладающего поведения.",
author = "Волкова, {Е. В.} and Куваева, {Ирина Олеговна}",
year = "2022",
doi = "10.17223/17267080/86/3",
language = "Русский",
pages = "48--65",
journal = "Сибирский психологический журнал",
issn = "1726-7080",
publisher = "Томский государственный педагогический университет",
number = "86",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Мера иерархичности концепта Стресс и совладающее поведение у первокурсников разных культур

AU - Волкова, Е. В.

AU - Куваева, Ирина Олеговна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Турбулентное состояние современного общества предъявляет высокие требования к умению человека конструктивно разрешать стрессовые ситуации. Выбор и реализация стратегий совладания зависит от меры иерархичности концепта Стресс. Мера иерархичности концепта Стресс рассматривается как способность субъекта выделить суть проблемы с учетом существенных связей между признаками стрессовой ситуации. Обсуждаются результаты анализа соотношения меры иерархичности концепта Стресси стратегий совладания у студентов разных этнокультурных групп. Мера вербальной иерархичности концепта Стресс диагностировалась с помощью модифицированной версии методики «Формулировка проблем» М.А. Холодной; мера невербальной иерархичности концепта Стресс – с помощью пиктографической методики (визуальный портрет концепта). Выделены критерии оценки вербальной и невербальной иерархичности концепта Стресс. Стратегии совладания оценивались с помощью опросникаAdolescent Coping Scale (Frydenberg, Lewis, 1993). Выборочная совокупность представлена 712 первокурсниками крупных университетов в возрасте 19,2 ± 2,0 лет пяти коллективистических культур. Выявлено, что студенты отображают в наглядных образах преимущественно внешние и внутренние проявления стрессового состояния, но вербализуют стрессовые ситуации через частные конкретные признаки. Показано, что чем выше мера невербальной иерархичности концепта Стресс, тем больше востребованность субъектных стратегий совладания и меньше обращение к внесубъектным (GLM, p = 0,000). Получены данные, свидетельствующие, что вербальная иерархичность концепта Стресс значимо сопряжена с этнокультурной принадлежностью студента: русские студенты характеризуются высокой вербальной иерархичностью концепта Стресс; турецкие и китайские студенты – средней, студенты из Армении и Татарстана – низкой. Достоверных данных в пользу сопряженности невербальной иерархичности концепта Стресс с этнокультурной принадлежностью студента не обнаружено. Развитие способности субъекта интегрировать разноаспектную информацию о стрессовой ситуации в целостный образ способствует повышению конструктивности совладающего поведения.

AB - Турбулентное состояние современного общества предъявляет высокие требования к умению человека конструктивно разрешать стрессовые ситуации. Выбор и реализация стратегий совладания зависит от меры иерархичности концепта Стресс. Мера иерархичности концепта Стресс рассматривается как способность субъекта выделить суть проблемы с учетом существенных связей между признаками стрессовой ситуации. Обсуждаются результаты анализа соотношения меры иерархичности концепта Стресси стратегий совладания у студентов разных этнокультурных групп. Мера вербальной иерархичности концепта Стресс диагностировалась с помощью модифицированной версии методики «Формулировка проблем» М.А. Холодной; мера невербальной иерархичности концепта Стресс – с помощью пиктографической методики (визуальный портрет концепта). Выделены критерии оценки вербальной и невербальной иерархичности концепта Стресс. Стратегии совладания оценивались с помощью опросникаAdolescent Coping Scale (Frydenberg, Lewis, 1993). Выборочная совокупность представлена 712 первокурсниками крупных университетов в возрасте 19,2 ± 2,0 лет пяти коллективистических культур. Выявлено, что студенты отображают в наглядных образах преимущественно внешние и внутренние проявления стрессового состояния, но вербализуют стрессовые ситуации через частные конкретные признаки. Показано, что чем выше мера невербальной иерархичности концепта Стресс, тем больше востребованность субъектных стратегий совладания и меньше обращение к внесубъектным (GLM, p = 0,000). Получены данные, свидетельствующие, что вербальная иерархичность концепта Стресс значимо сопряжена с этнокультурной принадлежностью студента: русские студенты характеризуются высокой вербальной иерархичностью концепта Стресс; турецкие и китайские студенты – средней, студенты из Армении и Татарстана – низкой. Достоверных данных в пользу сопряженности невербальной иерархичности концепта Стресс с этнокультурной принадлежностью студента не обнаружено. Развитие способности субъекта интегрировать разноаспектную информацию о стрессовой ситуации в целостный образ способствует повышению конструктивности совладающего поведения.

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000906500300003

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50230997

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85152782399

U2 - 10.17223/17267080/86/3

DO - 10.17223/17267080/86/3

M3 - Статья

SP - 48

EP - 65

JO - Сибирский психологический журнал

JF - Сибирский психологический журнал

SN - 1726-7080

IS - 86

ER -

ID: 33319785