Целью исследования является диалектическое рассмотрение сферы науки и высшего образования как фактора влияния на взаимодействие интеграционных объединений и государств-членов и недопущения дезинтеграции. Авторами обосновано, что за годы членства в ЕС Соединённое Королевство стало высокоинтегрированным и получавшим многочисленные выгоды государством в сфере науки и высшего образования, для которого брекзит можно считать шагом назад. Соглашения между Лондоном и Брюсселем, а также новое британское законодательство, с одной стороны, способствовали снижению потока студентов и представителей академического сообщества в Соединённое Королевство, а с другой, стали препятствием для участия Британии в проектах организации мобильности и развития потенциала вузов в рамках образовательных и исследовательских программ ЕС, ранее составлявших значительную часть финансирования британских университетов. Вследствие этого британское правительство не оставляло попыток вернуть высокую степень взаимодействия с ЕС в рассматриваемой сфере. «Виндзорские рамки» позволили достичь политического соглашения о британском участии в европейских программах наравне с коллегами из стран ЕС и доступе к соответствующему финансированию, что, однако, лишь частично компенсирует негативные последствия прекращения членства в ЕС. Опыт брекзита подтверждает, что международное взаимодействие в науке и высшем образовании является важным фактором укрепления интеграционного строительства, что в полной мере релевантно для развития и укрепления интеграции государств в рамках Евразийского экономического союза.