Standard

СЕМАНТИКА КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. / Norman, Boris; Plotnikova, Anna.
в: Quaestio Rossica, Том 4, № 4, 2016, стр. 107-120.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{55bb47c97fa044be84871b2911d6184e,
title = "СЕМАНТИКА КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ",
abstract = "На материале русского языка рассматриваются языковые аспекты создания социального автопортрета говорящего. Дается обзор тех речевых форм и жанров, которые вынуждают говорящего к конструированию собственного «я» через характеристику профессиональной, возрастной, статусной принадлежности. Анализируются синтаксические конструкции с семантикой таксономической или оценочной характеризации, построенные по модели «Я - N», где N - существительное или местоимение-существительное. С опорой на данные идеографических словарей обобщены те единицы, которые могут использоваться в исследуемых высказываниях. Особое внимание уделяется прагматическим ограничениям на использование некоторых конструкций, например, таких как «Я чиновник», «Я гений», «Я интеллигент», «Я поэт». В качестве предикатов исследуемой модели могут выступать не только наименования положительно оцениваемых свойств, но и отрицательные характеристики, используемые для самоумаления, самоуничижениия, саморазоблачения говорящего и с другими прагматическими целями. Каждая из рассмотренных в статье шести моделей социальной самоидентификации и самопрезентации связана со стратегиями речевого поведения, при которых автопортрет создается через различные речевые маски, метафорические и другие иносказательные образы собственного «я». Систематизируются некоторые идиоматические способы выражения социальной идентичности, закрепленные в паремиях или реализованные в ряде синтаксических фразеологизмов. Особое внимание уделяется таким конструкциям, в которых самоидентификация используется для создания речевой маски, конструирования особого художественного образа. Анализируются метафорические выражения, а также высказывания с оппозитивным представлением социального статуса, позволяющие создать уникальные характеристики собственной идентичности. Авторы разграничивают понятия самопрезентации и самоидентификации, предполагая, что в первом случае говорящий адресует высказывание о себе другим лицам, а во втором имеется в виду сообщение о себе личностно значимой информации, отображение личного самосознания, раскрытие внутреннего мира.",
keywords = "semantics, pragmatics, evaluation, syntactic structures, identity, speaker's social status",
author = "Boris Norman and Anna Plotnikova",
year = "2016",
doi = "10.15826/qr.2016.4.194",
language = "Русский",
volume = "4",
pages = "107--120",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - СЕМАНТИКА КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

AU - Norman, Boris

AU - Plotnikova, Anna

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - На материале русского языка рассматриваются языковые аспекты создания социального автопортрета говорящего. Дается обзор тех речевых форм и жанров, которые вынуждают говорящего к конструированию собственного «я» через характеристику профессиональной, возрастной, статусной принадлежности. Анализируются синтаксические конструкции с семантикой таксономической или оценочной характеризации, построенные по модели «Я - N», где N - существительное или местоимение-существительное. С опорой на данные идеографических словарей обобщены те единицы, которые могут использоваться в исследуемых высказываниях. Особое внимание уделяется прагматическим ограничениям на использование некоторых конструкций, например, таких как «Я чиновник», «Я гений», «Я интеллигент», «Я поэт». В качестве предикатов исследуемой модели могут выступать не только наименования положительно оцениваемых свойств, но и отрицательные характеристики, используемые для самоумаления, самоуничижениия, саморазоблачения говорящего и с другими прагматическими целями. Каждая из рассмотренных в статье шести моделей социальной самоидентификации и самопрезентации связана со стратегиями речевого поведения, при которых автопортрет создается через различные речевые маски, метафорические и другие иносказательные образы собственного «я». Систематизируются некоторые идиоматические способы выражения социальной идентичности, закрепленные в паремиях или реализованные в ряде синтаксических фразеологизмов. Особое внимание уделяется таким конструкциям, в которых самоидентификация используется для создания речевой маски, конструирования особого художественного образа. Анализируются метафорические выражения, а также высказывания с оппозитивным представлением социального статуса, позволяющие создать уникальные характеристики собственной идентичности. Авторы разграничивают понятия самопрезентации и самоидентификации, предполагая, что в первом случае говорящий адресует высказывание о себе другим лицам, а во втором имеется в виду сообщение о себе личностно значимой информации, отображение личного самосознания, раскрытие внутреннего мира.

AB - На материале русского языка рассматриваются языковые аспекты создания социального автопортрета говорящего. Дается обзор тех речевых форм и жанров, которые вынуждают говорящего к конструированию собственного «я» через характеристику профессиональной, возрастной, статусной принадлежности. Анализируются синтаксические конструкции с семантикой таксономической или оценочной характеризации, построенные по модели «Я - N», где N - существительное или местоимение-существительное. С опорой на данные идеографических словарей обобщены те единицы, которые могут использоваться в исследуемых высказываниях. Особое внимание уделяется прагматическим ограничениям на использование некоторых конструкций, например, таких как «Я чиновник», «Я гений», «Я интеллигент», «Я поэт». В качестве предикатов исследуемой модели могут выступать не только наименования положительно оцениваемых свойств, но и отрицательные характеристики, используемые для самоумаления, самоуничижениия, саморазоблачения говорящего и с другими прагматическими целями. Каждая из рассмотренных в статье шести моделей социальной самоидентификации и самопрезентации связана со стратегиями речевого поведения, при которых автопортрет создается через различные речевые маски, метафорические и другие иносказательные образы собственного «я». Систематизируются некоторые идиоматические способы выражения социальной идентичности, закрепленные в паремиях или реализованные в ряде синтаксических фразеологизмов. Особое внимание уделяется таким конструкциям, в которых самоидентификация используется для создания речевой маски, конструирования особого художественного образа. Анализируются метафорические выражения, а также высказывания с оппозитивным представлением социального статуса, позволяющие создать уникальные характеристики собственной идентичности. Авторы разграничивают понятия самопрезентации и самоидентификации, предполагая, что в первом случае говорящий адресует высказывание о себе другим лицам, а во втором имеется в виду сообщение о себе личностно значимой информации, отображение личного самосознания, раскрытие внутреннего мира.

KW - semantics

KW - pragmatics

KW - evaluation

KW - syntactic structures

KW - identity

KW - speaker's social status

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85022072736&partnerID=8YFLogxK

UR - http://elibrary.ru/item.asp?id=27814551

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000398464900007

U2 - 10.15826/qr.2016.4.194

DO - 10.15826/qr.2016.4.194

M3 - Статья

VL - 4

SP - 107

EP - 120

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 4

ER -

ID: 1764958