Standard

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКИХ МОНОГОРОДОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА. / Аникиева, Анна Владимировна; Швиндт, Ульяна Сергеевна.
в: Вестник Института социологии, Том 11, № 4, 2020, стр. 167-189.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{11ad3ea1af2b48ada1ba84c866e30925,
title = "ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКИХ МОНОГОРОДОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА",
abstract = "Моногорода представляют собой особый тип городского пространства. Для успешной реализации программ поддержки и развития моногородов необходимо учитывать характерные черты, свойственные конкретной социально-территориальной общности. Внимание к практикам перемещений индивидов как пространственным действиям позволяет обнаружить особенности и закономерности социального пространства, в условиях которого они реализуются и в производстве коего они задействованы. Изучение практик перемещений жителей индустриальных моногородов, представленное в научной литературе крайне небольшим количеством исследований, обладает значительным исследовательским потенциалом, поскольку позволяет проследить процесс воспроизводства пространства. Практики перемещений характеризуются регулярностью и рутинностью, основываются на определённых стереотипах деятельности и неявных «фоновых ожиданиях». Вследствие этого их достаточно сложно зафиксировать при помощи классических опросных методов. Авторы статьи исходят из предположения, что для изучения социальных практик перемещения необходимо рассматривать ситуации, нарушающие сложившийся социальный порядок. В качестве описания таких «ситуаций» в статье рассматриваются публикации в социальной сети «Вконтакте». Эмпирическую базу исследования составляют, таким образом, сообщения в открытых виртуальных группах, созданных по территориальному принципу. Авторы анализируют сообщества, в которых публикуются локальные новости и события трёх моногородов Свердловской области (Первоуральск, Краснотурьинск и Ревда). Особенность выбранного источника данных состоит в том, что публикации возникают по инициативе пользователей и исключают влияние исследователя на смысл сообщения. Результаты контент-анализа позволяют сделать вывод о ведущей роли практик вождения автомобиля для жителей моногородов и их неудовлетворённости услуами общественного транспорта. Кроме того, проведённое исследование позволяет выделить особенности городского пространства уральских моногородов, которые определяются практиками перемещений жителей и воспроизводятся в данных практиках. К этим особенностям авторы относят: понимание моногорода как замкнутой социально-территориальной общности, восприятие города в дискурсе несовременного и небезопасного пространства с устаревшей инфраструктурой, а также наличие напряжённости в городском социальном пространстве между населением и местными властями.",
author = "Аникиева, {Анна Владимировна} and Швиндт, {Ульяна Сергеевна}",
year = "2020",
doi = "10.19181/vis.2020.11.4.684",
language = "Русский",
volume = "11",
pages = "167--189",
journal = "Вестник Института социологии",
issn = "2221-1616",
publisher = "Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УРАЛЬСКИХ МОНОГОРОДОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

AU - Аникиева, Анна Владимировна

AU - Швиндт, Ульяна Сергеевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Моногорода представляют собой особый тип городского пространства. Для успешной реализации программ поддержки и развития моногородов необходимо учитывать характерные черты, свойственные конкретной социально-территориальной общности. Внимание к практикам перемещений индивидов как пространственным действиям позволяет обнаружить особенности и закономерности социального пространства, в условиях которого они реализуются и в производстве коего они задействованы. Изучение практик перемещений жителей индустриальных моногородов, представленное в научной литературе крайне небольшим количеством исследований, обладает значительным исследовательским потенциалом, поскольку позволяет проследить процесс воспроизводства пространства. Практики перемещений характеризуются регулярностью и рутинностью, основываются на определённых стереотипах деятельности и неявных «фоновых ожиданиях». Вследствие этого их достаточно сложно зафиксировать при помощи классических опросных методов. Авторы статьи исходят из предположения, что для изучения социальных практик перемещения необходимо рассматривать ситуации, нарушающие сложившийся социальный порядок. В качестве описания таких «ситуаций» в статье рассматриваются публикации в социальной сети «Вконтакте». Эмпирическую базу исследования составляют, таким образом, сообщения в открытых виртуальных группах, созданных по территориальному принципу. Авторы анализируют сообщества, в которых публикуются локальные новости и события трёх моногородов Свердловской области (Первоуральск, Краснотурьинск и Ревда). Особенность выбранного источника данных состоит в том, что публикации возникают по инициативе пользователей и исключают влияние исследователя на смысл сообщения. Результаты контент-анализа позволяют сделать вывод о ведущей роли практик вождения автомобиля для жителей моногородов и их неудовлетворённости услуами общественного транспорта. Кроме того, проведённое исследование позволяет выделить особенности городского пространства уральских моногородов, которые определяются практиками перемещений жителей и воспроизводятся в данных практиках. К этим особенностям авторы относят: понимание моногорода как замкнутой социально-территориальной общности, восприятие города в дискурсе несовременного и небезопасного пространства с устаревшей инфраструктурой, а также наличие напряжённости в городском социальном пространстве между населением и местными властями.

AB - Моногорода представляют собой особый тип городского пространства. Для успешной реализации программ поддержки и развития моногородов необходимо учитывать характерные черты, свойственные конкретной социально-территориальной общности. Внимание к практикам перемещений индивидов как пространственным действиям позволяет обнаружить особенности и закономерности социального пространства, в условиях которого они реализуются и в производстве коего они задействованы. Изучение практик перемещений жителей индустриальных моногородов, представленное в научной литературе крайне небольшим количеством исследований, обладает значительным исследовательским потенциалом, поскольку позволяет проследить процесс воспроизводства пространства. Практики перемещений характеризуются регулярностью и рутинностью, основываются на определённых стереотипах деятельности и неявных «фоновых ожиданиях». Вследствие этого их достаточно сложно зафиксировать при помощи классических опросных методов. Авторы статьи исходят из предположения, что для изучения социальных практик перемещения необходимо рассматривать ситуации, нарушающие сложившийся социальный порядок. В качестве описания таких «ситуаций» в статье рассматриваются публикации в социальной сети «Вконтакте». Эмпирическую базу исследования составляют, таким образом, сообщения в открытых виртуальных группах, созданных по территориальному принципу. Авторы анализируют сообщества, в которых публикуются локальные новости и события трёх моногородов Свердловской области (Первоуральск, Краснотурьинск и Ревда). Особенность выбранного источника данных состоит в том, что публикации возникают по инициативе пользователей и исключают влияние исследователя на смысл сообщения. Результаты контент-анализа позволяют сделать вывод о ведущей роли практик вождения автомобиля для жителей моногородов и их неудовлетворённости услуами общественного транспорта. Кроме того, проведённое исследование позволяет выделить особенности городского пространства уральских моногородов, которые определяются практиками перемещений жителей и воспроизводятся в данных практиках. К этим особенностям авторы относят: понимание моногорода как замкнутой социально-территориальной общности, восприятие города в дискурсе несовременного и небезопасного пространства с устаревшей инфраструктурой, а также наличие напряжённости в городском социальном пространстве между населением и местными властями.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45609553

U2 - 10.19181/vis.2020.11.4.684

DO - 10.19181/vis.2020.11.4.684

M3 - Статья

VL - 11

SP - 167

EP - 189

JO - Вестник Института социологии

JF - Вестник Института социологии

SN - 2221-1616

IS - 4

ER -

ID: 21895313