DOI

В статье рассматриваются организация и самоорганизация как принципы управления студенческой наукой и научным наставничеством в вузе. Студенческая наука и научное наставничество трактуются как два взаимосвязанных вида деятельности студентов и преподавателей-наставников. Показано, что управление ими предполагает, с одной стороны, организационные формы, с другой - процессы самоорганизации. Цель статьи состоит в выявлении значения принципов организации и самоорганизации для университетского управления студенческой наукой и научным наставничеством. Задачами являются обобщение вузовских практик организации студенческой науки и связанных с ними практик научного наставничества, а также характеристика проявлений самоорганизации в деятельности студентов-исследователей и их научных наставников. Эмпирической основой статьи являются результаты исследования, реализованного в 2023 г. с помощью методов систематического анализа литературы, всероссийского опроса студентов (n = 3032). На основе результатов систематического обзора выделены пять организационных форм студенческой науки и соответствующие им практики научного наставничества. Данные опроса показывают равное значение организационного начала и самоорганизации в развитии студенческой науки и научного наставничества в российских университетах. Подчеркивается важность программ научного наставничества, которые способствуют самоорганизации и инициативности студентов в научном плане. Практическое значение исследования заключается в обосновании важности совмещения организационного и самоорганизационного подходов в управлении студенческой наукой, которое повышает продуктивность исследовательской деятельности студентов и их научных наставников.
Переведенное названиеORGANIZATION AND SELF-ORGANIZATION IN MANAGING STUDENT SCIENCE AND SCIENTIFIC MENTORING
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)231-247
Число страниц17
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры
Том29
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    ГРНТИ

  • 14.35.00 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 49885853