Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9b5c0a4edc6142d18abf41a82e1a7e26,
title = "Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы",
abstract = "Введение. В современных социальных и образовательных условиях процесс неопределенности в педагогической практике происходит стремительными темпами, что обусловлено глобализацией и цифровизацией образования, а также пандемией COVID-19. В результате появляются трансформации и новые функции у преподавателей, что не может не отразиться на их педагогических возможностях, поэтому в статье осуществлена постановка проблемы по этому вопросу.Цель данной проблемной статьи - рассмотреть с разных точек зрения феномен неопределенности в педагогической деятельности и трансформации функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности, обусловленной цифровизацией образования.Методология, методы и методики. Работа базировалась на методологии системного, социально-цифрового и междисциплинарного подходов к анализу теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере неопределенностей; использованы методы анкетирования и интервьюирования преподавателей высшей школы для выявления отношения к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что на современном этапе развития образования трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности не исследуется ни в отечественной педагогической практике, ни за рубежом в силу неразработанности теоретических положений в педагогической науке. Осуществлена постановка проблемы в сфере трансформации возможностей и функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности с позиций разных наук. Научная новизна исследования состоит в следующих разработанных положениях: 1) предложена новая трактовка понятия «профессиональные функции преподавателя», включающая профессиональную компетентность и профессиональную деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде в рамках его предметной области в университете; 2) разработана педагогическая модель трансформации функций преподавателя в условиях цифровизации образования, включающая в себя функции обучения, воспитания, методическую функцию, а также функцию цифровой дидактики и функцию цифровой компетентности преподавателя; 3) определены факторы неопределенности, обусловленные цифровизацией образования, и их содержание, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы: технологическое управление педагогической деятельностью; педагогическая практика без эмоционального контакта между субъектами образовательного процесса; самореализация в виртуальной среде; необходимость наличия дизайн-мышления; личностный рост преподавателя в цифровой образовательной среде; трансформация функций управления собственной педагогической практикой; 4) разработана классификация неопределенностей, встречающихся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, на основе двух характеристик: принадлежность к профессиональной образовательной деятельности и цифровое обеспечение педагогической практики.Практическая значимость. Предлагаемые классификация и факторы неопределенности, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы, могут быть использованы в педагогической практике для определения внутренних и внешних воздействий на преподавателей в цифровой образовательной среде.",
author = "Зеер, {Эвальд Фридрихович} and Резер, {Татьяна Михайловна} and Сыманюк, {Нина Васильевна}",
note = "Авторы выражают благодарность руководству Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета, а также Российского государственного профессионально-педагогического университета за поддержку исследования.",
year = "2023",
doi = "10.17853/1994-5639-2023-5-12-48",
language = "Русский",
volume = "25",
pages = "12--48",
journal = "Образование и наука",
issn = "1994-5639",
publisher = "Российский государственный профессионально-педагогический университет",
number = "5",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы

AU - Зеер, Эвальд Фридрихович

AU - Резер, Татьяна Михайловна

AU - Сыманюк, Нина Васильевна

N1 - Авторы выражают благодарность руководству Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета, а также Российского государственного профессионально-педагогического университета за поддержку исследования.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Введение. В современных социальных и образовательных условиях процесс неопределенности в педагогической практике происходит стремительными темпами, что обусловлено глобализацией и цифровизацией образования, а также пандемией COVID-19. В результате появляются трансформации и новые функции у преподавателей, что не может не отразиться на их педагогических возможностях, поэтому в статье осуществлена постановка проблемы по этому вопросу.Цель данной проблемной статьи - рассмотреть с разных точек зрения феномен неопределенности в педагогической деятельности и трансформации функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности, обусловленной цифровизацией образования.Методология, методы и методики. Работа базировалась на методологии системного, социально-цифрового и междисциплинарного подходов к анализу теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере неопределенностей; использованы методы анкетирования и интервьюирования преподавателей высшей школы для выявления отношения к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что на современном этапе развития образования трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности не исследуется ни в отечественной педагогической практике, ни за рубежом в силу неразработанности теоретических положений в педагогической науке. Осуществлена постановка проблемы в сфере трансформации возможностей и функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности с позиций разных наук. Научная новизна исследования состоит в следующих разработанных положениях: 1) предложена новая трактовка понятия «профессиональные функции преподавателя», включающая профессиональную компетентность и профессиональную деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде в рамках его предметной области в университете; 2) разработана педагогическая модель трансформации функций преподавателя в условиях цифровизации образования, включающая в себя функции обучения, воспитания, методическую функцию, а также функцию цифровой дидактики и функцию цифровой компетентности преподавателя; 3) определены факторы неопределенности, обусловленные цифровизацией образования, и их содержание, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы: технологическое управление педагогической деятельностью; педагогическая практика без эмоционального контакта между субъектами образовательного процесса; самореализация в виртуальной среде; необходимость наличия дизайн-мышления; личностный рост преподавателя в цифровой образовательной среде; трансформация функций управления собственной педагогической практикой; 4) разработана классификация неопределенностей, встречающихся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, на основе двух характеристик: принадлежность к профессиональной образовательной деятельности и цифровое обеспечение педагогической практики.Практическая значимость. Предлагаемые классификация и факторы неопределенности, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы, могут быть использованы в педагогической практике для определения внутренних и внешних воздействий на преподавателей в цифровой образовательной среде.

AB - Введение. В современных социальных и образовательных условиях процесс неопределенности в педагогической практике происходит стремительными темпами, что обусловлено глобализацией и цифровизацией образования, а также пандемией COVID-19. В результате появляются трансформации и новые функции у преподавателей, что не может не отразиться на их педагогических возможностях, поэтому в статье осуществлена постановка проблемы по этому вопросу.Цель данной проблемной статьи - рассмотреть с разных точек зрения феномен неопределенности в педагогической деятельности и трансформации функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности, обусловленной цифровизацией образования.Методология, методы и методики. Работа базировалась на методологии системного, социально-цифрового и междисциплинарного подходов к анализу теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере неопределенностей; использованы методы анкетирования и интервьюирования преподавателей высшей школы для выявления отношения к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что на современном этапе развития образования трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности не исследуется ни в отечественной педагогической практике, ни за рубежом в силу неразработанности теоретических положений в педагогической науке. Осуществлена постановка проблемы в сфере трансформации возможностей и функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности с позиций разных наук. Научная новизна исследования состоит в следующих разработанных положениях: 1) предложена новая трактовка понятия «профессиональные функции преподавателя», включающая профессиональную компетентность и профессиональную деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде в рамках его предметной области в университете; 2) разработана педагогическая модель трансформации функций преподавателя в условиях цифровизации образования, включающая в себя функции обучения, воспитания, методическую функцию, а также функцию цифровой дидактики и функцию цифровой компетентности преподавателя; 3) определены факторы неопределенности, обусловленные цифровизацией образования, и их содержание, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы: технологическое управление педагогической деятельностью; педагогическая практика без эмоционального контакта между субъектами образовательного процесса; самореализация в виртуальной среде; необходимость наличия дизайн-мышления; личностный рост преподавателя в цифровой образовательной среде; трансформация функций управления собственной педагогической практикой; 4) разработана классификация неопределенностей, встречающихся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, на основе двух характеристик: принадлежность к профессиональной образовательной деятельности и цифровое обеспечение педагогической практики.Практическая значимость. Предлагаемые классификация и факторы неопределенности, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы, могут быть использованы в педагогической практике для определения внутренних и внешних воздействий на преподавателей в цифровой образовательной среде.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=53728760

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000996323100001

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85163831322

U2 - 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

DO - 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

M3 - Статья

VL - 25

SP - 12

EP - 48

JO - Образование и наука

JF - Образование и наука

SN - 1994-5639

IS - 5

ER -

ID: 39286709