В статье уделяется внимание истории становления и развития порта Дальнего - амбициозного, перспективного и в то же время последнего колониального проекта Российской империи. 15 марта 1898 г. между Российской империей и империей Цин была подписана конвенция, согласно которой территория Ляодунского полуострова и расположенные на нём морские порты передавались в аренду России. Созданная Квантунская область стала первой и последней колонией Российской империи, расположенной за её пределами. Порту Люйшунькоу, уже в то время широко известному под названием Порт-Артур, суждено было стать военной базой России, тогда как Даляньвань, получивший название «Дальний», рассматривался в качестве торгового порта. История российского присутствия на Ляодунском полуострове хорошо исследована в отечественной историографии в контексте знаменитого «маньчжурского вопроса» и предыстории Русско-японской войны 1904-1905 гг. Однако по-прежнему мало внимания уделено истории непосредственно самих русских портов на территории Китая (Порт-Артуру, Дальнему), в то время как данный вопрос сегодня приобретает большую актуальность в связи с новыми проектами России на Дальнем Востоке (Приморье-1, Приморье-2, Северный морской шёлковый путь). В статье рассматриваются исторические условия, в которых порт Дальний был приобретён. Проведён анализ первых проектов, связанных со строительством города и коммерческого порта. Специально рассмотрена дискуссия вокруг вопроса введения свободной таможенной зоны, а также проанализированы тенденции развития внешней торговли Дальнего в первые годы его существования. В выводах обозначены основные преимущества Дальнего как морского порта и первые результаты его функционирования.