Предыстория человечества завершается, и фетишизм выглядит уже нелепо. В мире обществ с фетишизмом возникли и новые общества без товарного и социального фетишизма. Дух капитализма выступает как дух фетишизма: именно при капитализме действуют механизмы овеществления общественных отношений, автономизации вещей, наконец, срастания общественного бытия вещи с ее материальной природой. Обычно эти процессы описываются так, как если бы они шли автоматически в любых обществах, без участия субъектов. Просто постулируется, что вещи живут двойной жизнью, и от этого кажется, что капитал есть свойство производства, а стоимость - естественное качество вещей. В товаре мистификация еще очень проста. Но загадка денежного фетиша, когда все отношения буржуазного общества оказываются «позолоченными или посеребренными» становится неразрешимой при понимании более сложных производственных отношений. В глазах рабочего капитал обладает самостоятельным, независимым от труда существованием. Заработная плата рабочего представляется в виде цены труда, а стоимость - какой-то самостоятельной и независимой от труда субстанцией. Отсюда и другая фундаментальная иллюзия агентов капиталистического производства о происхождении прибыли из обращения и о капитале, приносящем проценты. Не всякая фетишизация носит товарный характер и это обстоятельство вызывает необходимость развития марксовой теории фетишизма и применения ее к изучению современного общества в связи с теорией социального прогресса, классовых отношений, гражданского общества.