Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
AU - Зборовский, Гарольд Ефимович
AU - Амбарова, Полина Анатольевна
N1 - Исследование выполнено по инициативе редакции журнала «Высшее образование в России» и при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматривается адаптация российских студентов в условиях трансформации высшего образования сквозь призму управленческих решений, касающихся оптимизации адаптационного процесса во всех его основных сферах, в вузах. Актуальность проблемы обусловлена недостаточной готовностью значительной части студенчества младших курсов к обучению в университетах, особенно региональных. Проблема исследования заключается в несоответствии адаптационных потребностей студентов и возможностей их реализации в условиях трансформации высшего образования. Задача университетского управления состоит в том, чтобы определить факторы успешной адаптации студентов и обосновать необходимость разработки ее комплексной программы. Эта задача выступает как главная в обосновании управленческих решений относительно особенностей и способов осуществления адаптации в вузе. В качестве теоретической рамки исследования адаптации студентов был использован ряд методологических и дисциплинарных подходов. Среди первых - общностный, ресурсный, деятельностный (опирающийся на практико-ориентирующий и проектный) подходы, среди вторых - социологический, психологический и педагогический подходы. Все эти подходы направлены на понимание концепции адаптации вузовских студентов к их университетской жизни и ее теоретико-эмпирическое и практическое использование, а также на поиск и обоснование управленческих решений проблем адаптации. Эмпирической базой статьи послужили результаты всероссийского исследования, проведенного в мае-июле 2022 г. В генеральную совокупность вошли студенты первых и вторых курсов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения различных направлений подготовки. Общий объем выборочной совокупности составил 15 902 чел., предельная ошибка выборки не превышала 1 %. Основные результаты исследования: анализ и пути оптимизации адаптации студентов к учебной, научной, проектной деятельности, а также обоснование программ управления адаптацией студентов через кураторство, тьюторство, студенческое и научно-педагогическое наставничество, разработку этического кодекса вуза.
AB - В статье рассматривается адаптация российских студентов в условиях трансформации высшего образования сквозь призму управленческих решений, касающихся оптимизации адаптационного процесса во всех его основных сферах, в вузах. Актуальность проблемы обусловлена недостаточной готовностью значительной части студенчества младших курсов к обучению в университетах, особенно региональных. Проблема исследования заключается в несоответствии адаптационных потребностей студентов и возможностей их реализации в условиях трансформации высшего образования. Задача университетского управления состоит в том, чтобы определить факторы успешной адаптации студентов и обосновать необходимость разработки ее комплексной программы. Эта задача выступает как главная в обосновании управленческих решений относительно особенностей и способов осуществления адаптации в вузе. В качестве теоретической рамки исследования адаптации студентов был использован ряд методологических и дисциплинарных подходов. Среди первых - общностный, ресурсный, деятельностный (опирающийся на практико-ориентирующий и проектный) подходы, среди вторых - социологический, психологический и педагогический подходы. Все эти подходы направлены на понимание концепции адаптации вузовских студентов к их университетской жизни и ее теоретико-эмпирическое и практическое использование, а также на поиск и обоснование управленческих решений проблем адаптации. Эмпирической базой статьи послужили результаты всероссийского исследования, проведенного в мае-июле 2022 г. В генеральную совокупность вошли студенты первых и вторых курсов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения различных направлений подготовки. Общий объем выборочной совокупности составил 15 902 чел., предельная ошибка выборки не превышала 1 %. Основные результаты исследования: анализ и пути оптимизации адаптации студентов к учебной, научной, проектной деятельности, а также обоснование программ управления адаптацией студентов через кураторство, тьюторство, студенческое и научно-педагогическое наставничество, разработку этического кодекса вуза.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50010808
U2 - 10.22394/2304-3369-2022-6-64-79
DO - 10.22394/2304-3369-2022-6-64-79
M3 - Статья
SP - 64
EP - 79
JO - Вопросы управления
JF - Вопросы управления
SN - 2304-3369
IS - 6 (79)
ER -
ID: 33257693