Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{dd1747b68b574dddbd73f6ea5d9e432d,
title = "СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ОТ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДО САМОРЕАЛИЗАЦИИ",
abstract = "Социальные изменения новейшего времени оказывают влияние на ценностные предпочтения молодых людей. В статье представлены результаты комплексного лингвокогнитивного и социопсихологического экспериментального исследования, проведенного коллективом лингвистов Уральского федерального университета, целью которого является определение ценностных координат студенческой молодежи. На первом этапе на основе оригинальной процедуры выявления ключевых концептов русского менталитета был сконструирован список из 59 общенациональных базовых ценностей, который был предъявлен 633 студентам-первокурсникам Уральского федерального университета. В результате содержательной интерпретации материала установлено, что поколение молодых людей, родившихся в постсоветской России, становится носителем новых ценностей. Отсутствие интереса к политическим институтам, формирование Я-менталитета и микросолидарности в рамках узкого круга семьи и близких людей - эти ценностные предпочтения очертили ядро из восьми базовых концептов, имеющих абстрактный характер, которое потребовало своей конкретизации. На следующем этапе исследования анкета, включающая развернутую смысловую структуру ядерных концептов, была предъявлена студентам-первокурсникам (650 респондентов) с целью определения ядерных и периферийных концептуальных смыслов в языковом сознании студенческой молодежи. Кластерный анализ материала показал, что верхнюю ступень дендрограммы занимает концепт благополучие близких людей. В работе показана динамика в осмыслении аксиологемы благополучие. По данным исторических и церковнославянских лексикографических источников, языковая единица благополучие уже с XI в. имплицитно совмещает в себе ценности материального, физического и идеального, духовного, что подтверждают словари ХХ в. Студенты эксплицируют свой выбор в пользу духовной стороны благополучия. Показано, что на верхних ступенях дендрограммы в комплексе представлены четыре базовых ценности: концепты семья, самореализация, вера и счастье. Подтвердился статус ценностного смысла самореализация для молодых людей студенческого уровня, который напрямую связан с семьей и ее благополучием. Из набора когнитивных признаков концепта вера студенты предпочли ценностный смысл уверенность в своих силах, что позволяет сделать вывод, что они склонны чувствовать веру в собственные способности и возможности, обладают позитивной самооценкой, испытывают доверие к себе. Ценности, включающие материальное благополучие, находятся на периферии языкового сознания молодежи, что не укладывается в общепринятую картину наблюдаемого прагматического отношения молодежи к современной действительности. Высказано предположение, что сложившаяся картина иерархии ценностных признаков носит декларативный характер: молодые люди, недавно окончившие школу, имеют твердые представления о необходимых нормах социального поведения, сложившихся в российском обществе, поэтому ставят духовные ценности выше материальных.",
author = "Вепрева, {Ирина Трофимовна} and Ицкович, {Татьяна Викторовна} and Михайлова, {Ольга Алексеевна}",
year = "2023",
doi = "10.15826/qr.2023.1.789",
language = "Русский",
volume = "11",
pages = "277--288",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ОТ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДО САМОРЕАЛИЗАЦИИ

AU - Вепрева, Ирина Трофимовна

AU - Ицкович, Татьяна Викторовна

AU - Михайлова, Ольга Алексеевна

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Социальные изменения новейшего времени оказывают влияние на ценностные предпочтения молодых людей. В статье представлены результаты комплексного лингвокогнитивного и социопсихологического экспериментального исследования, проведенного коллективом лингвистов Уральского федерального университета, целью которого является определение ценностных координат студенческой молодежи. На первом этапе на основе оригинальной процедуры выявления ключевых концептов русского менталитета был сконструирован список из 59 общенациональных базовых ценностей, который был предъявлен 633 студентам-первокурсникам Уральского федерального университета. В результате содержательной интерпретации материала установлено, что поколение молодых людей, родившихся в постсоветской России, становится носителем новых ценностей. Отсутствие интереса к политическим институтам, формирование Я-менталитета и микросолидарности в рамках узкого круга семьи и близких людей - эти ценностные предпочтения очертили ядро из восьми базовых концептов, имеющих абстрактный характер, которое потребовало своей конкретизации. На следующем этапе исследования анкета, включающая развернутую смысловую структуру ядерных концептов, была предъявлена студентам-первокурсникам (650 респондентов) с целью определения ядерных и периферийных концептуальных смыслов в языковом сознании студенческой молодежи. Кластерный анализ материала показал, что верхнюю ступень дендрограммы занимает концепт благополучие близких людей. В работе показана динамика в осмыслении аксиологемы благополучие. По данным исторических и церковнославянских лексикографических источников, языковая единица благополучие уже с XI в. имплицитно совмещает в себе ценности материального, физического и идеального, духовного, что подтверждают словари ХХ в. Студенты эксплицируют свой выбор в пользу духовной стороны благополучия. Показано, что на верхних ступенях дендрограммы в комплексе представлены четыре базовых ценности: концепты семья, самореализация, вера и счастье. Подтвердился статус ценностного смысла самореализация для молодых людей студенческого уровня, который напрямую связан с семьей и ее благополучием. Из набора когнитивных признаков концепта вера студенты предпочли ценностный смысл уверенность в своих силах, что позволяет сделать вывод, что они склонны чувствовать веру в собственные способности и возможности, обладают позитивной самооценкой, испытывают доверие к себе. Ценности, включающие материальное благополучие, находятся на периферии языкового сознания молодежи, что не укладывается в общепринятую картину наблюдаемого прагматического отношения молодежи к современной действительности. Высказано предположение, что сложившаяся картина иерархии ценностных признаков носит декларативный характер: молодые люди, недавно окончившие школу, имеют твердые представления о необходимых нормах социального поведения, сложившихся в российском обществе, поэтому ставят духовные ценности выше материальных.

AB - Социальные изменения новейшего времени оказывают влияние на ценностные предпочтения молодых людей. В статье представлены результаты комплексного лингвокогнитивного и социопсихологического экспериментального исследования, проведенного коллективом лингвистов Уральского федерального университета, целью которого является определение ценностных координат студенческой молодежи. На первом этапе на основе оригинальной процедуры выявления ключевых концептов русского менталитета был сконструирован список из 59 общенациональных базовых ценностей, который был предъявлен 633 студентам-первокурсникам Уральского федерального университета. В результате содержательной интерпретации материала установлено, что поколение молодых людей, родившихся в постсоветской России, становится носителем новых ценностей. Отсутствие интереса к политическим институтам, формирование Я-менталитета и микросолидарности в рамках узкого круга семьи и близких людей - эти ценностные предпочтения очертили ядро из восьми базовых концептов, имеющих абстрактный характер, которое потребовало своей конкретизации. На следующем этапе исследования анкета, включающая развернутую смысловую структуру ядерных концептов, была предъявлена студентам-первокурсникам (650 респондентов) с целью определения ядерных и периферийных концептуальных смыслов в языковом сознании студенческой молодежи. Кластерный анализ материала показал, что верхнюю ступень дендрограммы занимает концепт благополучие близких людей. В работе показана динамика в осмыслении аксиологемы благополучие. По данным исторических и церковнославянских лексикографических источников, языковая единица благополучие уже с XI в. имплицитно совмещает в себе ценности материального, физического и идеального, духовного, что подтверждают словари ХХ в. Студенты эксплицируют свой выбор в пользу духовной стороны благополучия. Показано, что на верхних ступенях дендрограммы в комплексе представлены четыре базовых ценности: концепты семья, самореализация, вера и счастье. Подтвердился статус ценностного смысла самореализация для молодых людей студенческого уровня, который напрямую связан с семьей и ее благополучием. Из набора когнитивных признаков концепта вера студенты предпочли ценностный смысл уверенность в своих силах, что позволяет сделать вывод, что они склонны чувствовать веру в собственные способности и возможности, обладают позитивной самооценкой, испытывают доверие к себе. Ценности, включающие материальное благополучие, находятся на периферии языкового сознания молодежи, что не укладывается в общепринятую картину наблюдаемого прагматического отношения молодежи к современной действительности. Высказано предположение, что сложившаяся картина иерархии ценностных признаков носит декларативный характер: молодые люди, недавно окончившие школу, имеют твердые представления о необходимых нормах социального поведения, сложившихся в российском обществе, поэтому ставят духовные ценности выше материальных.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50505683

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85156154174

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000961406100018

U2 - 10.15826/qr.2023.1.789

DO - 10.15826/qr.2023.1.789

M3 - Статья

VL - 11

SP - 277

EP - 288

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 1

ER -

ID: 37551060