В статье анализируется современная ситуация в российском научно-популярном кино, а также его сущность как отдельного вида кинематографа с собственной жанровой системой, отличной от жанров документального кино, телевидения и тележурналистики. Авторы представляют точки зрения на жанровую проблему таких известных исследователей, как Г. Поспелов, Г. Абрамович, Л. Тимофеев, В. Кожинов, Г. Гачев, В. Познин, Г. Прожико, Н. Зоркая, и предлагают собственный взгляд на различение понятий «виды» и «жанры» применительно к научно-популярному кино. Рассматривается проблема его дальнейшего существования в условиях тяготения современного зрителя к развлечению, мистике и псевдонауке, а также ограниченного финансирования и исчезновения в России студий научно-популярного или учебного фильма. Предлагаются способы решения проблемы, в частности, описывается деятельность «Лаборатории научного кино 2.0», в рамках которой создаются фильмы, преподносящие зрителю научную повестку с помощью четких жанровых решений. В ходе исследования применялись методы включенного наблюдения, анализа и синтеза.