Статья посвящена социологической интерпретации феномена трансфера человеческого капитала образовательных общностей. В первой части раскрывается содержание понятия «трансфер человеческого капитала учащейся молодежи», обосновывается его применение в исследовании образовательной (не)успешности школьников и студентов. Во второй части представлена теоретическая модель исследуемого феномена через такие структурные элементы, как цели, субъекты, процессы, механизмы. Третья часть посвящена противоречиям трансфера человеческого капитала образовательных общностей в России. В качестве ключевых рассматриваются противоречия целей и интересов субъектов образования. В заключительной части раскрывается значение рассматриваемого понятия для социологии образования. Эмпирической базой статьи послужили результаты междисциплинарного исследования, проведенного в 2019-2021 гг. в образовательных организациях (школах, колледжах, вузах) Свердловской области. Показано, что трансфер человеческого капитала учащейся молодежи представляет собой разновидность движения капитала, особенности которого обусловлены социальным характером образовательной деятельности и взаимодействия. Изучаемый процесс связан с явлением образовательной (не)успешности учащейся молодежи, поскольку может сопровождаться как развитием, так и истощением человеческого капитала школьников и студентов. В трансфере человеческого капитала участвуют три группысубъектов образования: акторы, агенты и участники, выполняющие определенные социальные роли и обладающие разными возможностями регулирования данного процесса. На основе предложенной теоретической модели дается интерпретация эмпирических данных, свидетельствующих о противоречиях целей, векторов, результатов трансфера человеческого капитала российской учащейся молодежи.