DOI

Введение. Проблема отчуждения в подростковом возрасте актуальна, поскольку она может привести к серьезным последствиям, таким как нарушение психического здоровья, социальная изоляция и негативное влияние на будущие отношения, поэтому ее решение является важной задачей для психологов и общества в целом. Цель исследования - изучение психологической отчужденности и осмысленности жизни подростков. Материалы и методы. Исследование психологической отчужденности подростков в аспекте осмысленности жизни проводилось на базе общеобразовательной школы города Екатеринбурга. В нем приняли участие 120 подростков-обучающихся девятых классов (68 юношей, 52 девушки), средний возраст 15 лет. В исследовании были использованы следующие методики: «Тест на отчужденность» (методика субъективного ощущения отчужденности Д. Рассела и М. Фергюсона); «Тест смысложизненные ориентации» (методика СЖО Д. А. Леонтьева); Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский). Статистические методы обработки данных: методы описательной статистики; U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскела-Уоллиса, критерий ранговой корреляции Спирмена, пакет программы SPSS Statistics 22.0. Результаты исследования. Дескриптивный анализ позволил выявить проблемные зоны исследования, ими стали высокий уровень отчужденности у 28,6% в мужской и 15,6% в женской группах подростков. Несформированность смысложизненных ориентаций более чем у 28,60% в мужской и 15,6% - в женской группах, неудовлетворенность подростков характером межличностных отношений по шкалам «Напряженность отношений», «Отчужденность в отношениях», «Конфликтность в отношениях» и «Агрессия в отношениях» выражены у 15,6%, скорее всего это связано с высоким уровнем отчужденности. По результатам сравнительного анализа обнаружена тенденция к отличию в мужских и женских группах подростков. Различия обнаружены по шкалам: «Отчужденность в отношениях» (p<0,1), «Конфликтность в отношениях» (p<0,1), «Агрессия в отношениях» (p<0,1). Показатели выше в мужской группе подростков, юношам характерно отсутствие доверия, понимания, близости. Они проявляют осторожность при установлении близких отношений и выборе тех, с кем строят более глубокие эмоциональные связи, также они стремятся сохранять контроль. Это может быть связано с возрастными особенностями, условиями воспитания, несформированностью культуры в межличностных отношениях (конкуренция) между мальчиками. Заключение. Решение проблемы отчужденности требует комплексного подхода и сотрудничества со стороны родителей, школ и других институтов, которые взаимодействуют с подростками. Важно создавать благоприятную социальную среду, в которой подростки могут развивать социальные навыки, находить единомышленников и получать необходимую поддержку и понимание.
Переведенное названиеALIENATION AND THE SEARCH FOR THE MEANING OF LIFE: PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MODERN TEENAGER
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)488-503
Число страниц16
ЖурналПерспективы науки и образования
Номер выпуска4 (64)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Предметные области ASJC Scopus

  • Philosophy
  • Education

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 46118653