На базе эмпирических социологических исследований осуществлен анализ субъективного благополучия преподавателей высшей школы. Методологически выделено два направления, в которых реализовано рассмотрение социального благополучия в сфере профессиональной деятельности: исследование самооценок профессионального статуса педагога и анализ уровня социально-профессиональной защищенности. Выявлено, что самооценка профессионального статуса педагога вуза высока и является основным потенциалом позитивного субъективного благополучия. Она связана с высоко оцениваемыми образовательными и профессионально-квалификационными характеристиками статуса, выступающими в качестве требований к профессии и реально достигнутого соответствия им. Вместе с тем позитивно воспринимаемый педагогами вузов статус профессии вступает в противоречие со сниженной оценкой их финансово-экономического положения, определяющегося характеристиками уровня дохода и качества жизни. Другим показателем социального благополучия, рассмотренным в исследовании, стала оценка вузовскими преподавателями уровня социальной защищенности в рамках данного профессионального статуса и профессиональной среды. Тот факт, что лишь 12 % преподавателей ощущают себя социально защищенным, работая в вузе, свидетельствует о неблагополучии в функционировании института высшего образования и социальных требованиях к развитию его гуманистического потенциала. Социальная незащищенность вузовских преподавателей связана с гендерными, возрастными и территориальными различиями. Это - дискриминирующая практика является зоной риска и основным направлением для управленческих усилий по его нивелированию.