В статье рассматривается горная мифонимия Урала - обозначения сверхъестественных антропоморфных существ, хранящих богатства недр (минералы и металлы) и способствующих или препятствующих их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект начинает исследоваться только в настоящее время. Материал для статьи собран в полевых условиях в 2020-2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской литературы. Анализируются главным образом среднеуральские и южноуральские мифонимы; для сравнения иногда привлекается материал иных зон, связанных с Уралом географически или исторически (Башкирия, Сибирь). В статье подробно рассматриваются мотивации мифонимов и условия появления номинаций. Горная мифонимия может быть разделена на несколько групп в зависимости от мотивации, т. е. тематической группы лексики, лежащей в основе мифонима. В настоящей статье ан ализируются мифонимы, мотивированные социальной лексикой, а именно обозначающей человека или родственные отношения: золотая девка, каменная девка, горная девка, чудская девица, горный батюшка, горная матка, Шубин и др. Выявляется и объясняется специфика уральской горной мифонимии: так, для номинации женских духов используется лексема девка, тогда как для традиционной русской крестьянской мифологии характерна номинация баба. Выразительной чертой уральской горной мифонимии является наличие мифонимов, образованных от топонимов (девка Азовка, девка Дедюрка). В статье доказывается, что на формирование горной мифонимии повлияла мифология русского крестьянства, мифология автохтонных народов Урала (тюркских и финно-угорских), а также терминология активно развивавшегося на Урале в XVIII-XIX вв. горного дела.