DOI

В статье в когнитивно-прагматическом аспекте рассматриваются особенности функционирования прецедентных имен собственных в поликодовых видеотекстах российской политической рекламы. Актуальность исследования обусловлена важностью рассмотрения механизмов смыслопорождения в политическом дискурсе с привлечением прецедентных имен как знаков культуры. Особое внимание уделяется вопросам актуализации экстралингвистической информации с помощью прецедентных онимов и сопутствующих невербальных знаков. Поднимается вопрос о смысловом варьировании прецедентных имен в контексте российской политической рекламы. В качестве материала исследования используются тексты политических рекламных видеороликов, выпущенных в ходе президентских кампаний в России с 1990-х гг. до настоящего времени. Анализ материала в русле когнитивно-дискурсивного подхода позволил определить основные концепты, репрезентированные прецедентными именами, и охарактеризовать их роль в формировании картины мира, транслируемой в рассматриваемых видеотекстах. Выявлено значительное разнообразие концептосфер исследуемых прецедентных имен: история, политика, география, международные конфликты и войны, искусство, сказки и мультфильмы, экономика и СМИ. Установлены различные виды корреляции вербальных и невербальных знаков, актуализирующих прецедентные онимы в исследуемых видеотекстах. Анализ прагматического воздействия текста, включающего прецедентные имена, продемонстрировал такие смысловые трансформации, как усиление отдельных компонентов семантики для решения определенных прагматических задач. Основными функциями прецедентных имен являются экспрессивно-иллюстративная, экспрессивно-эмотивная и прагматическая. Отмечается, что большинство рассматриваемых прецедентных феноменов относятся к европейским, североамериканским и азиатским реалиям. Картина мира, репрезентированная прецедентными именами, служат отражением политических взглядов субъектов коммуникации и актуальных тенденций в российской политической риторике.
Переведенное названиеPRECEDENT NAMES OF NON-NATIVE CULTURE-BOUND ELEMENTS IN THE DISCOURSE OF RUSSIAN POLITICAL ADVERTISEMENT
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)32-47
Число страниц11
ЖурналАктуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 16.00.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ID: 21197338