По путеводной нити той характеристики, которую П. Клее дал своему искусству в дневнике: «холодный романтизм», «романтизм без пафоса», - исследуется его отношение к исторической традиции романтизма. В центре внимания - романтическое представление о художнике и судьбе художника. Опираясь на литературные тексты Клее, которые являются своеобразным комментарием к живописи, в статье раскрывается, как тема судьбы преобразуется в тему времени. Предметом искусства мастера становятся структуры времени, лежащие в основе всякого формирования. Это соответствует тому отчужденному от земных и исторических обстоятельств романтизму, который Клее назвал «романтизмом без пафоса». Это также соответствует переходу от живописи фигуративной к абстракции. Место диалектики идеального замысла и материального воплощения у Клее занимает амбивалентность универсального/индивидуального. Всеобщие структуры времени остаются тем не менее структурами индивидуального сознания, что порождает в мире художника ощущение ненадежности, зыбкости существования.
Переведенное названиеTransformation of Romantic Tradition in the Art of Paul Klee: Temporal Turn
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)86-98
Число страниц13
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки
Том14
Номер выпуска3(191)
СостояниеОпубликовано - 2019

    ГРНТИ

  • 18.31.00 Изобразительное искусство

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 11245488