DOI

Введение. Трансформация современного образования остро ставит вопрос исследования принципов педагогического проектирования, поэтому сравнительный анализ любых педагогических систем позволяет уточнить критерии сравнения как стратегические направления конструирования. Особенно продуктивен анализ педагогических систем, созданный в условиях глубоких социально-культурных трансформаций. Цель исследования - выявить различия философско-педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Методология. В статье используются различные подходы к определению оснований для сравнения в работах российских и зарубежных авторов. В качестве критериев сравнения философско-педагогических концепций используются структурные элементы образовательного процесса (цель, метод, содержание образования, роль педагога), педагогические аксиомы (аксиома о природе человека, аксиома об образовательном идеале, аксиома о социальном идеале), оценочные характеристики (достоинства и недостатки), образовательные векторы как направления усилий в определенных характеристиках образовательного процесса, выраженных в категориальных парах. Обсуждение. В рамках подходов образовательного процесса, выраженного в категориальных парах, существуют исследования, сравнивающие педагогические концепции виднейших представителей Просвещения Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. В них различия обнаруживаются в категориальных парах «внешнее - внутреннее» как ключевом факторе становления человека, а также «активность - пассивность», «свобода - зависимость». Ранее нами осуществлен сравнительный анализ педагогических систем Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на основе категориальных пар «разум - чувство», «природное (естественное) - социальное (искусственное)» (природа человека - окружающая среда). Заключение. В статье предлагаются категориальные пары, которые позволяют выявить дополнительные различия в педагогических взглядах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Это категориальные пары «создание (наполнение) - проявление (обнаружение и развитие существующего)» и «настоящее - будущее». Они имеют большое значение для анализа педагогических концепций не только прошлого, но и современного педагогического проектирования.
Переведенное названиеCOMPARATIVE ANALYSIS OF PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPTS OF J. LOCKE AND J.-J. ROUSSEAU
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)99-112
Число страниц14
ЖурналФилософия образования
Том22
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 30761043