Введение. Трансформация современного образования остро ставит вопрос исследования принципов педагогического проектирования, поэтому сравнительный анализ любых педагогических систем позволяет уточнить критерии сравнения как стратегические направления конструирования. Особенно продуктивен анализ педагогических систем, созданный в условиях глубоких социально-культурных трансформаций. Цель исследования - выявить различия философско-педагогических концепций Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Методология. В статье используются различные подходы к определению оснований для сравнения в работах российских и зарубежных авторов. В качестве критериев сравнения философско-педагогических концепций используются структурные элементы образовательного процесса (цель, метод, содержание образования, роль педагога), педагогические аксиомы (аксиома о природе человека, аксиома об образовательном идеале, аксиома о социальном идеале), оценочные характеристики (достоинства и недостатки), образовательные векторы как направления усилий в определенных характеристиках образовательного процесса, выраженных в категориальных парах. Обсуждение. В рамках подходов образовательного процесса, выраженного в категориальных парах, существуют исследования, сравнивающие педагогические концепции виднейших представителей Просвещения Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. В них различия обнаруживаются в категориальных парах «внешнее - внутреннее» как ключевом факторе становления человека, а также «активность - пассивность», «свобода - зависимость». Ранее нами осуществлен сравнительный анализ педагогических систем Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на основе категориальных пар «разум - чувство», «природное (естественное) - социальное (искусственное)» (природа человека - окружающая среда). Заключение. В статье предлагаются категориальные пары, которые позволяют выявить дополнительные различия в педагогических взглядах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Это категориальные пары «создание (наполнение) - проявление (обнаружение и развитие существующего)» и «настоящее - будущее». Они имеют большое значение для анализа педагогических концепций не только прошлого, но и современного педагогического проектирования.