Статья посвящена проблеме культурных традиций и культурного наследия, связанных с Петербургом и его значимостью в культуре России. В ней исследуется музыкальный мир крупнейшего композитора ХХ-ХХI вв. Сергея Михайловича Слонимского, коренного петербуржца, в чьем творчестве и всей обширной деятельности город на Неве играл определяющую роль, став своего рода культурным кодом его художнического бытия. Особенности мировосприятия С. М. Слонимского отразились в органичном сплаве типичных для культуры Петербурга западнических и славянофильских тенденций, на основе которых сформировался музыкальный образ Петербурга (Петрограда, Ленинграда) в его творчестве. Делается вывод о глубокой национальной самобытности музыкального мира Слонимского, ставшего драгоценным достоянием российской, европейской и мировой культур.