DOI

Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена мобилизационного управления ресурсностью научно-педагогического сообщества (НПС) российских университетов. В фокусе внимания оказались понятия ресурсности НПС и ее мобилизации как одной из моделей университетского управления. Цель статьи - раскрыть потенциал теорий мобилизации ресурсов, социальной общности, ресурсных концепций в концептуализации понятия мобилизации ресурсности НПС. Авторы рассматривают основные идеи и тезисы теорий, сложившихся в отраслях социологического знания, отличных от социологии высшего образования, и адаптируют их к контексту университетского управления НПС. Актуализирована авторская интерпретация понятия НПС как социальной общности и социально-профессионального сообщества в свете ресурсных концепций. Обсуждается содержание понятия ресурсности НПС как совокупности возможностей, в которые данное вузовское сообщество конвертирует средства и способы своей профессиональной деятельности, а также сопряженные с ней свойства, присущие научно-педагогическим работникам как социально-профессиональной общности. Один из основных результатов статьи связан с обоснованием подхода к классификации ресурсов НПС. Предлагается выделять и учитывать в практиках университетского управления пять блоков ресурсов - социально-демографический (количественный, возрастной, гендерный ресурсы); научно-исследовательский (исследовательский, публикационный, темпоральный ресурсы); педагогический (ресурсы образовательно-педагогический, повышения научно-педагогической квалификации, наставничества); ресурсы взаимодействия научно-педагогических работников (НПР) и научных коллективов (коммуникативный, ресурс научных школ и коллективов); морально-символический (символический и морально-идеологический ресурсы). Рассматривается мобилизационный университетский менеджмент как стратегия управления НПС, предполагающая концентрацию ресурсов и усилий НПР на стратегических направлениях и задачах развития университетов. В качестве предпосылок такого управленческого подхода обосновывается учет и актуализация процессов самоорганизации НПС как сложного и высокопрофессионального сообщества, восстановление понимания, доверия, солидарности между ним и административно-управленческим корпусом университетов. Ставится вопрос об акторах мобилизации ресурности НПС, которые должны обладать глубоким знанием источников, особенностей и закономерностей функционирования ресурсов академического сообщества. В заключении обсуждается вопрос о востребованности в университетском управлении научно обоснованного подхода мобилизационного управления ресурсностью НПС и готовности административно-управленческого аппарата к его использованию.
Переведенное названиеSCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL COMMUNITY OF RUSSIA UNIVERSITIES AS AN OBJECT OF RESOURCE MOBILISATION
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)271-287
Число страниц17
ЖурналВестник Института социологии
Том14
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК
  • Russian Science Citation Index

ID: 51710398