Статья рассматривает вопросы актуальности владения английским языком профессорско-преподавательским составом в условиях академической мобильности. В качестве примера приводится опыт Уральского федерального университета, в котором разработана система повышения квалификации по английскому языку. Проанализированы особенности самовосприятия взрослыми собственного процесса обучения. Вводится новый термин применительно к изучению иностранного языка: «инструментализация навыков». Полученный опыт позволяет сделать выводы о вариантах инструментализации собственных навыков обучающимися. Рассматривается поэтапный процесс инструментализации языковых навыков преподавателей в условиях международных научных коммуникаций. На передний план выходят самоструктурирование, самоконструирование и самопроектирование, что является неотъемлемой частью процесса обучения мотивированных взрослых. Данный опыт может быть использован при составлении курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов страны.