В данной статье авторами изложено теоретическое обоснование реализации экосистемного подхода как нового направления развития образования. Проведен психолого-педагогический анализ научной литературы по вопросу исследования, в ходе которого представлено понятийное осмысление категорий «экосистема» и «экосистемный подход» в образовании, дано определение понятия «экосистема учреждения образования»; анализируются формирующие аспекты и базовые характеристики образовательных экосистем, на основе которых сформулированы преимущества данного явления по сравнению с традиционными институциональными моделями. Цель статьи - определить сущность феномена «образовательная экосистема» с позиций гибкости, открытости и способности к модернизации, и акцентировать возможности применения экосистемного подхода в деятельности современных учреждений образования. Методами исследования являлись сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. В качестве выводов обозначены основные принципы экосистемного подхода в образовании, подчеркивающие, что применение феномена «образовательная экосистема» на практике состоит не только в глобальном переосмыслении ролей всех субъектов образовательного процесса, кардинальном изменении целей и задач образования, но и в создании эффективных условий для непрерывного всестороннего развития обучающихся на всех уровнях современной системы образования.