DOI

Изучение речи с коммуникативной точки зрения, а именно ее коммуникативно значимых качеств, реализации функций общения и воздействия, важно прежде всего в культурно-речевом аспекте. Специалистами разработаны критерии хорошей речи и требования к ней (информативность, правильность, точность, логичность, уместность, чистота, доходчивость, богатство, этичность, экспрессивность). Цель данного исследования - проанализировать специфику представлений о качествах речи в наивном языковом сознании. Материал исследования - данные, полученные в процессе работы над проектом «Универсальный словарь-тезаурус русского языка», разрабатываемым в настоящее время специалистами Уральской семантической школы под руководством проф. Л. Г. Бабенко. Используются также материалы других толковых и идеографических словарей. Среди выявленных лексем со значением характеристик речи прежде всего рассмотрены те, которые связаны синонимическими отношениями, то есть отвечают за детализацию, конкретизацию этих характеристик. Кроме того, языковыми средствами маркируется как соблюдение, так и несоблюдение требований к хорошей речи, то есть как ее качества, так и «анти-качества», что говорит о важности этих противопоставленных характеристик; поэтому внимание уделяется также антонимическим парам и группам слов.
Переведенное названиеQUALITIES AND “ANTI-QUALITIES” OF SPEECH: REPRESENTATION IN IDEOGRAPHIC DICTIONARY
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)46-67
Число страниц22
ЖурналНаучный диалог
Том11
Номер выпуска9
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Предметные области WoS

  • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 16.00.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ID: 32817703