Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Западноевропейский фарфор в российских региональных коллекциях: проблемы атрибуции
AU - Afanasieva, Anna
AU - Vinokurov, Sergey
PY - 2023/1/1
Y1 - 2023/1/1
N2 - Музейная сеть современной России во многом сложилась в первые десятилетия советской власти. В это время произведения из крупных национализированных коллекций масштабно и несколько хаотично распределялись между уже существовавшими преимущественно столичными музеями и вновь созданными региональными. Этот фактор оказал существенное влияние на формирование состава большинства региональных собраний, а также серьезно сказался на специфике фиксации предметов декоративно-прикладного искусства, в частности фарфора, и особенностях обращения к этому материалу специалистов. Так, коллекция фарфора западноевропейских производств ЕМИИ насчитывает немногим меньше двухсот предметов. Несмотря на относительно скромный количественный состав, она, тем не менее, позволяет достаточно подробно познакомиться с основными тенденциями развития фарфора в странах Европы XVIII — первой половины XX в., а история ее формирования демонстрирует основные тенденции пополнения коллекций в советские годы. На протяжении многих десятилетий, а именно с момента создания музея в 1936 г. и до начала 2010-х гг., рассматриваемая коллекция практически не изучалась, что во многом было обусловлено объединяющим многие региональные музеи этого времени отсутствием профильных специалистов, а также малой доступностью источников для сравнения и типологизации хранящихся в собраниях произведений.На примере Екатеринбургского музея изобразительных искусств рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением региональных коллекций западноевропейского фарфора: оборванный провенанс произведений, передаваемых из национализированных коллекций в первые десятилетия развития музея; сложный формат работы с частными коллекциями, обусловленный спецификой социально-политического строя советского государства, не приветствовавшего частное коллекционирование; недостаточное внимание к нанесенным на произведения маркам, способным запутать неопытного исследователя, и, как следствие, назревшая необходимость существенной актуализации и дополнения существующих на сегодняшний день марочников-определителей.
AB - Музейная сеть современной России во многом сложилась в первые десятилетия советской власти. В это время произведения из крупных национализированных коллекций масштабно и несколько хаотично распределялись между уже существовавшими преимущественно столичными музеями и вновь созданными региональными. Этот фактор оказал существенное влияние на формирование состава большинства региональных собраний, а также серьезно сказался на специфике фиксации предметов декоративно-прикладного искусства, в частности фарфора, и особенностях обращения к этому материалу специалистов. Так, коллекция фарфора западноевропейских производств ЕМИИ насчитывает немногим меньше двухсот предметов. Несмотря на относительно скромный количественный состав, она, тем не менее, позволяет достаточно подробно познакомиться с основными тенденциями развития фарфора в странах Европы XVIII — первой половины XX в., а история ее формирования демонстрирует основные тенденции пополнения коллекций в советские годы. На протяжении многих десятилетий, а именно с момента создания музея в 1936 г. и до начала 2010-х гг., рассматриваемая коллекция практически не изучалась, что во многом было обусловлено объединяющим многие региональные музеи этого времени отсутствием профильных специалистов, а также малой доступностью источников для сравнения и типологизации хранящихся в собраниях произведений.На примере Екатеринбургского музея изобразительных искусств рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением региональных коллекций западноевропейского фарфора: оборванный провенанс произведений, передаваемых из национализированных коллекций в первые десятилетия развития музея; сложный формат работы с частными коллекциями, обусловленный спецификой социально-политического строя советского государства, не приветствовавшего частное коллекционирование; недостаточное внимание к нанесенным на произведения маркам, способным запутать неопытного исследователя, и, как следствие, назревшая необходимость существенной актуализации и дополнения существующих на сегодняшний день марочников-определителей.
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001027801900002
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54222059
U2 - 10.15826/izv2.2023.25.2.037
DO - 10.15826/izv2.2023.25.2.037
M3 - Статья
VL - 25
SP - 268
EP - 281
JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
SN - 2227-2283
IS - 2
ER -
ID: 43321133