DOI

Постановка проблемы. Методу асинхронного приема и обработки запросного сигнала свойственны недостатки, совокупность которых представляет проблему для дальнейшего развития систем радиозондирования атмосферы из-за необходимости решения одновременно ряда разнородных задач: расширения рабочего диапазона дальности в область малых расстояний (от десятков до порядка сотен метров), сужения рабочей полосы частот и расширения динамического диапазона по уровню сигнала запроса, а также необходимости повышения помехозащищенности автодинных приемопередатчиков (АПП) к воздействию активных помех и предотвращения несанкционированного доступа к получению метеоданных.
Цель. На основе предложенных технических решений и разработанной ранее математической модели показать возможности применения в системах радиозондирования атмосферы АПП, использующих синхронный режим приема запросного радиоимпульса РЛС на борту аэрологического радиозонда (АРЗ).
Результаты. Показано, что применение предложенных методов обеспечивает при сохранении функциональных возможностей известных приемоответчиков повышение устойчивости режима и надежности работы автодинного СВ -генератора в широком диапазоне расстояний, от места пуска АРЗ до его предела по дальности, ограниченного энергетическим потенциалом системы и рельефом местности. Достигнуто расширение динамического диапазона по уровню сигнала запроса и решение задачи электромагнитной совместимости с другими системами. Установлено, что кодирования запросных радиосигналов способствует улучшению защищенности АПП АРЗ от воздействия хаотических импульсных помех и несанкционированного доступа, что также является достоинством предложенных методов. Практическая значимость. Проведенные исследования показали, что внедрение предлагаемых методов и устройств в существующие системы радиозондирования потребует лишь незначительных конструктивных изменений в РЛС, связанных с введением частотного детектора в приемник канала дальности и модулятора поднесущей для ее кодирования. Учитывая широкую потребность АРЗ на сети радиолокационного зондирования атмосферы, предлагаемые АПП можно реализовать в интегральном исполнении с цифровой обработкой и формированием сигналов. При этом некоторое усложнение конструкции АПП не вызовет значительного потребления энергии бортового питания и не приведет к увеличению габаритов и массы АРЗ.
Переведенное названиеRADAR SENSING OF THE ATMOSPHERE USING SYNCHRONOUS AUTODYNE TRANSPONDERS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)32-44
Число страниц13
ЖурналУспехи современной радиоэлектроники
Том78
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2024

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 55404510