Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ СОРАЗМЕРНОСТИ
AU - Дудина, Маргарита Николаевна
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Введение. Целью статьи является актуализация антропологического принципа личностно-ориентированной модели образования в условиях неопределенности. Цифровая цивилизация, стремительное распространение информационных технологий, радикально меняющих жизненное и образовательное пространство, увеличивают масштаб и глубину неопределенности настоящего и будущего. В результате возникает потребность в обосновании актуальности исследования смысложизненных ценностей в условиях неопределенности как необходимости практики «заботы о себе» в измерениях антропологической соразмерности/несоразмерности. Методология и методика исследования. Обзор философской, социологической, психологической и педагогической литературы ориентирует на анализ сущности цифровой цивилизации, связанной с развитием «умного производства» (smart manufacturing), которой должно соответствовать образование (smart education). Результаты проведенного исследования являются актуализацией антропологического принципа в условиях неопределенности, интерпретацией понятий «антропологическая соразмерность» и «антропологическая несоразмерность» в образовании, реализующем личностно-ориентированную модель, что и обусловило использование философско-методологической базы для применения методик, позволяющих выявлять потенциал и риски личностного развития студентов в условиях неопределенности, корреляцию смысложизненных и ценностных ориентаций, уверенности в себе, «заботы о себе» и др. Результаты исследования. В обществе, ориентированном на самоактуализацию, самопроектирование и самореализацию в условиях свободы и ответственности, нарастает враждебность, агрессивность, абсурд существования, потеря смысла жизни, «психический мораторий» (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ю. Хабермас). Подобное экзистенциальное измерение продуктивно в практике «заботы о себе», субъектности, рефлексии знаний о себе, механизмах заботы о себе, корреляции с заботой о других (Платон, М. Фуко, С. С. Хоружий, Г. И. Петрова и др.). Проведенный анализ данных теоретических положений обусловил эмпирическое исследование студентов университета, которое включило блок методик, позволяющих выявить корреляцию смысложизненных ценностных ориентаций, основанных на антропологической соразмерности «уверенности в себе» и «заботы о себе» и др. Заключение. Предлагаемые автором критерии и показатели имеют теоретическое и практическое значение для образования, могут быть адаптированы к его разным уровням в целях, содержании и технологиях, способствующих успешному развитию личности. Благодаря компетентному пониманию антропологической соразмерности/несоразмерности внешних и внутренних факторов ситуации неопределенности, свободы выбора себя и ответственности можно по-новому интерпретировать понятия «культура полезности» и «культура достоинства».
AB - Введение. Целью статьи является актуализация антропологического принципа личностно-ориентированной модели образования в условиях неопределенности. Цифровая цивилизация, стремительное распространение информационных технологий, радикально меняющих жизненное и образовательное пространство, увеличивают масштаб и глубину неопределенности настоящего и будущего. В результате возникает потребность в обосновании актуальности исследования смысложизненных ценностей в условиях неопределенности как необходимости практики «заботы о себе» в измерениях антропологической соразмерности/несоразмерности. Методология и методика исследования. Обзор философской, социологической, психологической и педагогической литературы ориентирует на анализ сущности цифровой цивилизации, связанной с развитием «умного производства» (smart manufacturing), которой должно соответствовать образование (smart education). Результаты проведенного исследования являются актуализацией антропологического принципа в условиях неопределенности, интерпретацией понятий «антропологическая соразмерность» и «антропологическая несоразмерность» в образовании, реализующем личностно-ориентированную модель, что и обусловило использование философско-методологической базы для применения методик, позволяющих выявлять потенциал и риски личностного развития студентов в условиях неопределенности, корреляцию смысложизненных и ценностных ориентаций, уверенности в себе, «заботы о себе» и др. Результаты исследования. В обществе, ориентированном на самоактуализацию, самопроектирование и самореализацию в условиях свободы и ответственности, нарастает враждебность, агрессивность, абсурд существования, потеря смысла жизни, «психический мораторий» (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ю. Хабермас). Подобное экзистенциальное измерение продуктивно в практике «заботы о себе», субъектности, рефлексии знаний о себе, механизмах заботы о себе, корреляции с заботой о других (Платон, М. Фуко, С. С. Хоружий, Г. И. Петрова и др.). Проведенный анализ данных теоретических положений обусловил эмпирическое исследование студентов университета, которое включило блок методик, позволяющих выявить корреляцию смысложизненных ценностных ориентаций, основанных на антропологической соразмерности «уверенности в себе» и «заботы о себе» и др. Заключение. Предлагаемые автором критерии и показатели имеют теоретическое и практическое значение для образования, могут быть адаптированы к его разным уровням в целях, содержании и технологиях, способствующих успешному развитию личности. Благодаря компетентному пониманию антропологической соразмерности/несоразмерности внешних и внутренних факторов ситуации неопределенности, свободы выбора себя и ответственности можно по-новому интерпретировать понятия «культура полезности» и «культура достоинства».
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=38505558
U2 - 10.15372/PHE20190202
DO - 10.15372/PHE20190202
M3 - Статья
VL - 19
SP - 20
EP - 35
JO - Философия образования
JF - Философия образования
SN - 1811-0916
IS - 2
ER -
ID: 10353106