Феномен последнего стихотворения рассмотрен как некая целостная поэтическая парадигма, складывающаяся в рамках общенационального корпуса русской поэзии XIX-ХХ вв. Осмысление данной сверхтекстовой общности представлено в системных отношениях с целым рядом смежных явлений: таких, к примеру, как итоговая книга стихов, «старческая» и «больничная» лирика, предсмертный дневник поэта. В центре внимания оказались итоговая книга «Последних песен» Н.А. Некрасова, поздняя лирика П.А. Вяземского с тенденцией к циклизации больничных стихов, а также «Посмертный дневник» Г. Иванова, уникальный контекст лирики Б. Слуцкого 1977 года и цикл С. Кирсанова «Больничная тетрадь». В составе поэтической парадигмы последнего стихотворения отмечены сильные в энергетическом отношении тексты, выдержанные в формате классической лирической миниатюры. В аспекте феноменологии стиховых композиций рассмотрены отдельные примеры лирических миниатюр как поэтов первой трети XIX века (гр. Д.И. Хвостов, К.Н. Батюшков), так и поэтов ХХ столетия (В. Маяковский, Н. Рубцов, Р. Рождественский). На широком материале жанрово-тематического корпуса последних стихов русских поэтов продемонстрирована важность количественной форманты и особой ударной роли концовки как конституирующих черт лирической миниатюры. Обоснована возможность достижения трехчастного развития лирической темы в рамках восьмистишия (или двухкатренной лирики) и десятистишия.